На этот вопрос я не нашел ответа и предлагаю свою версию происхождения топонима.
В начале XVIII века рудный Урал осваивали не только Демидовы, но и другие русские предприниматели. В их числе - Гавриил Полуектович Осокин. Происхождением - из крестьян балахнинских вотчин Троице-Сергиевой лавры. Начинал с хлеботорговли в Питере. В 1 734 году уже владел Юговским заводом и владения свои расширял постоянно. О том свидетельствуют архивные документы.
5 сентября 1735 года действительный статский советник Василий Татищев отбыл из Екатеринбурга и, меняя в редких таежных поселениях лошадей, диктуя сопровождающему его писарю заметки в путевой дневник, ехал «для осмотра новообретенных на Кушве и Туре реках рудных и под построение заводов мест».
7 сентября его встречали в Невьянском заводе. Пользуясь ситуацией (не так часто высокое начальство можно увидеть), подчиненные горного командира нарочными и оказией доставили Татищеву различные донесения. В их числе было и доношение надзирателя лесов Ивана Куроедова, который хотя и ждал Татищева на реке Кушве, но всё же передал через шихтмейстера Василия Поздеришина отчет о проведенной разведке в близлежащих к Кушве местах. Вот текст этого донесения, переведенный на современный язык: «Согласно указу Её Императорского Величества, присланному мне из канцелярии, велено было осмотреть и подробно рапортовать о наличии и количестве железной руды, отысканной служителем юговского заводчика Гаврилы Осокина Лукой Гусевым в Верхотурском ведомстве в двух местах: первую, магнитную - вниз по реке Туре, на левой стороне, и от этой реки в двадцати верстах, затем вверх по Сухой речке на левой стороне, в пяти верстах от речки Выи; второе место - тоже вниз по реке Туре, на правой стороне от деревни Елкиной в двух верстах. 22 августа я закончил осмотр указанных мест. Первое, что близь реки Сухой, вверх по ней на левой стороне, а от речки Выи в пяти верстах, от деревни Елкиной находится на расстоянии в двадцати двух и четырех пятых версты. Руда здесь лежит на горе с камнем, по разным местам, магнитная, железная. Сверху не видно, что добрая она и много ли, а сколько ее в горе и какого она качества, того штейгер узнать не мог, поскольку она не ошурфована, и глубоко гора не копана. На втором названном месте, в двух верстах от деревни Елкиной, руда весьма не надежна».
А дальше, судя по записям в дневнике, было вот что. 8 сентября, вечером, В.Н. Татищев приехал (уже только верхом) на речку Кушву. 9 сентября утром поднялся на вершину горы, удивился ее богатству и дал ей название - Благодать. Смотрел с вершины на округу, о чем в дневнике записал: «Со средней горы видно Павлинской камень и за Верхотурье, как вогуляк сказывал, и видно горы со снегом, до которых верст около 100 счисляют».
Качканар и сейчас видно с оставшегося осколка Благодати, наверное, было видно и тогда, но названия «Качканар» не прозвучало, хотя стоял рядом с Татищевым местный «вогуляк» Степан Чумпин.
Внизу, у подножия горы, возле избы первостроителей, Татищева ждали люди Гаврилы Осокина: упомянутый уже Гусев и Набатов. По просьбе своего хозяина они, как записал в дневнике Татищев, «просили, чтоб им позволить осмотреть Лялинский завод, может мы оной купим, и потому дать им указ». И ни слова в этом месте дневника о поездке Куроедова на реку Сухую, о месторождении там магнитной железной руды. Возможно, потому, что Куроедовым то месторождение значительным признано не было, казна и не «застолбила » его так же, как кушвинское. Или Лука Гусев по умыслу своего хозяина не всё канцелярии объявил. Одно сомнения не вызывает: речь в доношении Куроедова идет о качканарской железной руде.
Записи академика Палласа: «Магнитная гора лежит над Иссою противу впадающего в оную с левой стороны ручья Лабаски, а между оною и Кесканаром течет в Иссу речка болотистая, Сухая называемая. На юго-востоке оныя открыты были давно уже признаки тучного железняка и копано место.» То есть речь идет о том же месторождении, что и в документе 1735 года. упоминается, что Гусевы горы находятся на восточном склоне горы Качканар. Так может быть, они потому и Гусевыми названы, что Лука Гусев, рудознатец XVIII века отыскал здесь магнитную железную руду? И вряд ли о ней ему сообщили вогулы. Никто ведь не отнял права первооткрывателя благодатской руды у вогула Степана Чумпина. Вот и ёлкинские жители не отказались бы отвознаграждения за находку. «В печати о горе Качканар известно, что в ноябре 1742 года был сочинен чертеж «Кесканару». О наличии железных руд в горе Качканар было известно уже с 1753 года. В этом году, выполняя указ Берг-коллегии и горного управления Екатеринбурга о «поисках удобных и способных мест для строительства новых заводов», управитель Кушвинских заводов Попов и шихтмейстер Москвин нашли три места, в том числе на реке Ис, где можно построить чугуноплавильный завод для переплавки руд из горы Качканар». («Горный журнал», 1873 г.)
Завод построили выше устья Иса, на Туре, и назвали его Нижнетуринским. И работал он на переделе металла из гороблагодатской руды. А о месте строительства завода на реке Ис хлопотал еще сам Гавриил Осокин. И это произошло вскоре после сочинения чертежа «Кесканару». Но раньше, чем в 1753 году, потому что первое документальное упоминание о Гусевогорском месторождении было в сентябре 1735 года, когда в канцелярию Главного правления Сибирских и Казанских заводов поступило «доношение» Ивана Куроедова.
Процитированные мною документы хранятся в ГАСО, в фонде 24, опись 1, дело 518. Копии некоторых листов этого дела есть в Кушвинском городском музее. Подстрочный перевод со скорописи XVIII века осуществила Л.Ю. Щербинина, старший научный сотрудник музея.
Оригинал статьи размещен в июльском номере журнала Уральский следопыт за 2013 год здесь www.uralstalker.com/uarch/us/2010/06
автор Павел Коновалов
Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите "палец вверх" и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях