Найти тему

Почему советский, а не американский, инженер придумал первый мобильный радиотелефон

Вот нам любят сторонники всего прозападного приводить спорные примеры, якобы, первенства буржуев в тех или иных, особенно, технических вопросах. И паровоз-то они придумали (а Черепанов тогда что изобрёл?), и телефон, и радио (а Попов типа у Маркони всё слямзил?), и телевидение (ах, ты, чёрт, тут незадача, там русский эмигрант Зворыкин отличился со свои иконоскопом!), и теорема-то по цифровизации аналогового сигнала у них называется теоремой Шеннона-Найквиста, без упоминания нашего Владимир Александровича Котельникова. А ведь он, Котельников, почти одновременно с Шенноном пришёл к аналогичному выводу.

Вот только у Шеннона получилось: Fдискр. > 2F max. А у Котельникова Fдискр. > или = 2F max. Вот только инженеры, при проектировании ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь - для передачи) и АЦП (аналогово-цифровой преобразователь - на приеме) за основу брали и берут до сих пор котельниковское: Fдискр. = 2F max.! А инженеры-разработчики, как никто другой, понимают, что шенноновское: Fдискр. > 2F max. подразумевает никому не нужную аппаратную избыточность, влияющую на конечную стоимость изделия!

Те же поклонники всего западного с умилением будут доказывать вам, что и первый мобильный телефон сделали американцы. Но так ли это на самом деле? И кто же тогда такой советский инженер Леонид Иванович Куприянович со своим изделием ЛК-1?

Леонид Куприянович со своим ЛК-1. Фото свободно взято в сети Интернет
Леонид Куприянович со своим ЛК-1. Фото свободно взято в сети Интернет

А Леонид Куприянович есть никто иной, как пионер в создании переносных и возимых радиотелефонных станций, имеющих автоматический выход в телефонную сеть общего пользования - прототипов современных мобильных радиотелефонов.

Леонид Куприянович сделал свой аппарат не только раньше (1957 год), но и легче - ЛК-1 - 3 кг, а через год уже 0,5 кг, а для сравнения первая американская (Мартин Купер, компания Моторолла) аналогичная модель (1973 год) весила 1,15 кг! Американская модель была сложнее (почти 2000 деталей!) и "прожорливее" (ресурс батареи - 20 минут разговора!)

Автомобильный вариант радиотелефона Куприяновича (прообраз системы "Алтай"). Фото свободно взято в сети Интернет
Автомобильный вариант радиотелефона Куприяновича (прообраз системы "Алтай"). Фото свободно взято в сети Интернет

Аппарат Куприяновича был проще и больше напоминал обычный телефон с дисковым номеронабирателем (принцип набора номера - батарейные импульсы) В этом был его основной минус. В остальном же устройство было очень надёжным, а выдвижная антенна многократно увеличивала дальность работы устройства до 15-20 км от базовой приёмо-передающей станции.

На основе изделия Куприяновича была создана очень надёжная и дальнобойная (до 40 км) возимая станция радиотелефонной мобильной связи "Алтай", затем "Алтай-3" и "Алтай-3М". Этими аппаратами оснащались в основном авто госчиновников, партийных функционеров, руководителей региональных структур МВД и КГБ СССР.

И советская первая модель, и американская были образцами аналоговой мобильной связи, не смотря на то, что американская была напичкана микроэлектроникой, а советская нет...

Если Вам понравилась новая авторская статья, жмите "Нравится", комментируйте и подписывайтесь на канал "Аномальная и удивительная Россия"

Если Вам понравилась авторская статья, жмите "Нравится", комментируйте и подписывайтесь на канал "Аномальная и удивительная Россия"
Если Вам понравилась авторская статья, жмите "Нравится", комментируйте и подписывайтесь на канал "Аномальная и удивительная Россия"