Штатный сотрудник несет за собой шлейф расходов помимо зарплаты: необходимость уплаты налогов с ФОТ (а это не много -не мало, а 30% от оклада) и организацию рабочего места (а это и площадь, и мебель ,и оргтехника, и канцтовары). И нельзя забывать, что расходы на ФОТ относятся к категории постоянных расходов (за исключением премий, конечно), которые не зависят ни от уровня деловой активности компании, ни от выручки, ни от финансового результата.
Плюсов для работодателя впрочем тоже немало: тщательно отобранный персонал, люди, на которых можно положиться. Которые знают специфику компании и выполняют свою работу. Дорожа сотрудниками, зачастую именно работодатель является инициатором заключения негласных контрактов об "отработке в компании не менее Х лет". Правда юристы быстро объясняют отсутствие какой-либо юридической силы у данного документа.
Увы, нарисованная выше благостная картина недолго существует в реальности. Рано или поздно практические любая компания сталкивается с необходимостью сокращения штата или официально -с оптимизацией ФОТ.
Сотрудникам присваивают уровни "ценности" с точки зрения компании и начинают "зачистку" снизу вверх. Где-то задачи по оптимизации делегируют непосредственно руководителям отделов, установив критерий предельной численности или целевое значение по сокращению ФОТ в %.
Для того, чтобы компания смогла нормально функционировать после "зачистки рядов", приносить прибыль владельцу и выполнять обязательства перед клиентами, к вопросу оптимизации надо подходить грамотно.
Чтобы, пользуясь моментом, руководитель отдела не посчитался с неугодными, но хорошими специалистами. Чтобы не допустить перекоса, когда одному из подразделений удалось "откосить" от оптимизации и весь эффект сокращения пришелся на другие отделы, которых буквально "порезали по живому".
Впрочем, изобретать велосипед уже давно нет необходимости. Точно так же как кризис -удачное время для строительства дорог, также и в компании это самое удачное и правильное время, чтобы заняться автоматизацией.
"На какие деньги?!!" -воскликнут оппоненты, - "сотрудникам зарплату платить нечем, а тут автоматизация!".
Ответ лежит на поверхности: когда часть функций автоматизируется персонал высвобождается автоматически, ФОТ оптимизируется, а главное работа при этом не страдает! Мы сейчас о функциях, работа которых связана с рутинным ручным трудом.
С такой работой программы справляются на "раз-два". И сейчас я не про учетные системы - это другое, это база, аккамулирующая информацию о компании. Я про системы Business intelligence (сокращённо BI) -гибкие, удобно настраивающиеся под потребности бенефициаров информации. Способные превратить базы данных и регистры информации в понятные визуализации, направленные на инициирование и помощь в принятии решений.
Для удобства своих клиентов я свела информацию по оптимизации в один дашборд.
Вы видели его в начале статьи.
Что получается в сухом остатке? Выгодно! срок окупаемости внедрения BI проекта составляет в среднем от 4 до 6 мес. Компания не то, что не теряет из-за оптимизации ФОТ, она экономит. Да еще и настроенные BI дашборды работают как часы. Им не не нужны отпуска и больничные. Они не просыпают и не отпрашиваются. Они доступны 24/7. А благодаря облачному сервису - из любой точки мира. Их даже мониторить не обязательно, настроив систему уведомлений и определив коридор "критических значений" вы получаете уведомления, как только показатели попадают в критическую зону.
Вообщем рекомендации очевидны -руководителям -задуматься о внедрении BI, а сотрудникам, чья работа напоминает рутинную -учиться новому. Хотя б BI аналитике)
Продолжение следует...
Интерактивный дашборд по ссылке.