Говоря о крейсере «Китаками» можно отметить, что история его создания, последующие модернизации и боевая служба в чем-то напоминают общие тенденции развития японского флота в первой половине ХХ века – планомерное строительство стандартных кораблей, неожиданные технические решения, неоднократные модернизации, и не всегда удачные попытки доказать свою эффективность. Но давайте обо всем этом по порядку.
В первые два десятилетия ХХ века Япония взяла курс на строительство сбалансированного флота, реализуя комплексные программы развития, где типы кораблей и их количество были четко увязаны как с общей стратегией в будущих войнах, так и с тактикой отдельных боев. При этом к крейсерам предъявлялись, в первую очередь, требования по наличию равноценного вооружения и защиты, высокой скорости хода и максимально большему радиусу действия. Предназначались корабли данного класса, как правило, для разведки и для лидирования флотилий эсминцев (исходя из этого требовались высокая скорость хода и наличие торпедного вооружения). Первыми крейсерами «нового» японского Императорского флота стали два крейсера типа «Тенрю», вошедшие в строй в 1919 году, которые планировалось использовать как быстроходные лидеры флотилий новых эсминцев. Эти крейсера оказались достаточно заурядными кораблями, и сказать, что они сделали переворот в мировом судостроении, нельзя. Уже на этапе постройки этих кораблей было отмечено, что «малоразмерные» крейсера (3 500 т стандартного водоизмещения) не способны полностью решать возлагаемые на них задачи – в первую очередь, не соответствовали новой торпедной доктрине флота. Однако японские судостроители и проектировщики получили необходимый опыт в постройке таких кораблей и использовали его в дальнейшем.
Следующими крейсерами, вошедшими в строй японского флота, стали пять легких крейсеров типа «Кума» («Кума», «Тама», «Китаками», «Ои» и «Кисо»), которые составили первую группу так называемых «5 500-тонных» крейсеров. Более крупные и лучше вооруженные, чем крейсера типа «Тенрю», эти корабли предназначались как для дальней разведки, так и для лидирования флотилий эсминцев. Крейсера получили такую же артиллерию главного калибра (семь 140-мм/50 орудий), но в отличие от предшественников имели четыре двухтрубных 533-мм ТА, усиленное бронирование, более высокую скорость (33 узла). В дальнейшем на кораблях данного типа были установлены 610-мм ТА типа 8.
Крейсера данного типа заслуживают отдельного рассказа, здесь же мы предлагаем обратить внимание только на два из них – крейсера «Китаками» и «Ои», и для этого есть свои причины. Проект крейсеров типа «Кума» был разработан капитаном 1 ранга Хирага, автором многих проектов кораблей японского флота. Все крейсера были заказаны в рамках программы «Флот 8-4» 1917 года, при этом «Китаками» и «Ои» вместе с однотипным «Кисо» строились по бюджету 1920/1920 гг. (два других крейсера – по бюджету 1918/1919 гг.).
Крейсер «Китаками» был заложен на верфи ВМФ в Сасебо в сентябре 1919 года и вошел в строй японского флота в апреле 1921 года, «Ои» – на верфи «Кавасаки» в Кобе (в ноябре 1919 года) и вошел в строй в мае 1921 года. В целом, вся серия получилась «удачной», хотя по некоторым оценкам слабо вооруженной, однако с ролью лидеров флотилий эсминцев они справлялись успешно.
Тактико-технические данные крейсера «Китаками» и «Ои» до модернизаций не отличались от головного корабля и других систершипов. Водоизмещение кораблей составляло 5 330 т (стандартное) / 6 970 т (полное), при длине 162,15 м, ширине 14,17 м и осадке 5,2 м. Корабли имели клепаный корпус полубачной конструкции, который делился поперечными водонепроницаемыми переборками на 16 отсеков. Особенностью корпуса можно считать наличие короткого броневого пояса, прикрывавшего отсеки с главными механизмами. Пояс состоял из двух слоев специальной стали толщиной 36 (по другим данным – 38) и 25,4 мм, его длина составляла почти 73 м, высота – 4,88 м. Такое бронирование обеспечивало защиту от снарядов калибром до 120 мм на дистанциях 40-70 кабельтовых (7,5-13 км). Дополнительно крейсера имели броневую палубу толщиной 28,6 мм (по E. Lacroix), над погребами – 44,3 мм (по другим данным). Так что, можно было надеяться, что в случае огневого контакта с эсминцами противника у этих КР были шансы на победу.
Мощность энергетической установки (4 турбозубчатых агрегата «Гихон») кораблей составляла 90 000 л.с., производителем турбин на «Китаками» и «Кума» была фирма «Кавасаки», в то время как на «Ои» и двух оставшихся КР стояли турбины производства тех же компаний, которые изготовили корпуса кораблей. Турбозубчатые агрегаты КР снабжались паром от 12 котлов «Кампон», два из которых были смешанного типа питания (нефть / уголь). Такое решение объяснялось возможной трудностью в нахождении нефти в отдалённых районах тихоокеанского ТВД, в то время как уголь был доступен повсеместно. Такая ГЭУ позволяла крейсерам легко достигать контрактной скорости в 36 узлов, например, «Китаками» на сдаточных испытаниях показал скорость 36,22 узла.
Основной состав вооружения включал в себя семь 140-мм/50 орудий тип 3 в одноорудийных полубашенных установках, две 80-мм/40 зенитных пушки тип 3, 2 пулемета, 4х2- 533-мм ТА с запасом торпед (16 торпед). Кроме того «Китаками» и «Ои» в своих базовых «конфигурациях» могли нести до 48 морских мин и гидросамолет «Накадзима-90». Для управления огнем артиллерией ГК крейсер «Китаками», как и остальные корабли серии, по проекту получил прибор управления огнем (ПУО) тип 13, вычислительный прибор тип 13 и визир прицеливания тип 13.
Как мы уже отмечали, на начало 20-х годов это были вполне современные крейсера, которые сразу включились в боевую службу, однако по прошествии определенного времени в целях поддержания эффективности кораблей на требуемом уровне потребовалось осуществить ряд модернизаций. Уже в мае-июне 1925 года в Сасебо крейсерам «Китаками» и «Ои» провели текущий ремонт корпуса и механизмов, на носовой надстройке установили платформу для запуска колесных самолетов и на фок-мачте модернизировали ПУО для 140-мм орудий.
Вторую крупную модернизацию крейсер «Китаками» прошел в течение 1932-1934 годов на верфи флота в Йокосуке. Был проведен текущий ремонт механизмов, демонтирована ранее установленная взлетная платформа (как не оправдавшая надежд). На месте ангара оборудовали посты для штаба флотилии ЭМ (или эскадры ПЛ). Была модернизирована СУАО для 140-мм орудий (прибор тип 13 заменили на тип 91, установили 4-метровый дальномер тип 14, два 2,5-м дальномера). На его систершипе – крейсере «Ои» в тот же период были проведены практически такие же работы, только на верфи фирмы «Кавасаки» в Кобе, и дальномер установили 3,5-метровый.
Буквально через несколько лет провели очередные работы. В первую очередь, к 1938 году были проведены работы по уменьшению «верхнего веса». Были сделаны выводы по результатам инцидента с «Томодзуру» (1934 год) и инцидента с 4-м Флотом (1935 год). При этом оба крейсера также были повреждены в ходе тайфуна, нанесшего серьезные повреждения многим кораблям японского Императорского флота. В ходе работ в корпус крейсеров этого типа был заложен дополнительный твердый балласт (100-200 т) и в пространство двойного дна принимался жидкий балласт от 200 до 290 т. Неудивительно, что это привело к увеличению водоизмещения и снижению скорости до 32 узлов. Чуть позже (зимой 1936-1937 годов) все котлы перевели на полностью нефтяное отопление и переоборудовали угольные бункеры (кто знает, возможно, в дальнейшем руководство Императорского флота и пожалело об этом).
Однако подобные модернизации в ходе восстановительных и текущих ремонтов в то время были характерным явлением, они, конечно, повышали боевую эффективность кораблей, но надо признать, что к концу 30-х годов «Китаками», как и все КР типа «Кума», устарел, и даже частые модернизации не позволяли этим крейсерам «на равных» противостоять противникам. Но последняя предвоенная модернизация героев нашего выпуска существенно изменила судьбы крейсеров «Китаками» и «Ои».
В 1936 году положение на международной арене вполне четко определило главного противника японского Императорского флота – им стал ВМФ США. В соответствии с общей доктриной Морской генеральный штаб разработал план, позволявший нейтрализовать американский флот (в первую очередь – линейные корабли). Предполагалось нанести первый удар ночью и массированно использовать новейшие торпеды тип 93, а затем, уже днем, в сражение должны были вступить крупные артиллерийские корабли (линкоры и линейные крейсера). Согласно данному плану, первыми торпедный удар должны были нанести тяжелые японские крейсера – они должны были пробить брешь в завесе из КР и ЭМ американского флота. И уже во вторую очередь, через «бреши», устроенные тяжелыми крейсерами, в атаку на крупные американские корабли должны были выходить легкие КР и ЭМ. Надо отметить, что это интересный подход, так как до этого первый удар все же наносили более мелкие корабли, которые потом уступали поле боя более крупным.
И именно для реализации такого плана были определены «Силы ночного боя» (иначе – Второй флот или Разведывательные силы), в состав которых входили не только тяжелые крейсера и эсминцы, но и 5 500-тонные КР, переоборудованные в торпедные крейсера. Организационно эскадра торпедных крейсеров должна была включать три КР, которым отводилась задача по нанесению концентрированного торпедного удара по американским кораблям. И именно такими кораблями предстояло стать крейсерам типа «Кума», которые к 1936 году уже значительно устарели, и многочисленные модернизации не могли существенно повлиять на их боевую эффективность. Для этой цели были выбраны крейсера «Китаками», «Ои» и «Кисо», находившиеся к тому времени в резерве.
Проект переоборудования был разработан, работы по переоборудованию кораблей были спланированы, но к самой модернизации было решено приступать только в подготовительный период с окончательным переводом флота с мирного на военное положение. На все работы по плану было отведено 3-4 месяца.
Проект модернизации крейсеров, который разрабатывался Военно-морским техническим департаментом, был закончен к осени 1938 года. Он включал в себя демонтаж всех 140-мм орудий, установку четырех спаренных 127-мм зенитных орудий типа 89 (по два в носовой и кормовой части) и четырех спаренных 25-мм зенитных автоматов, а также 11 четырехтрубных 610-мм ТА типа 92 мод.3 для стрельбы новейшими торпедами типа 93. Торпедные аппараты планировалось установить в средней части корпуса, по пять с каждого борта и один в диаметральной плоскости. Чтобы реализовать данные планы было принято решение заранее подготовить необходимое количество 127-мм зенитных орудий и ТА, включив их в Программу ускоренной подготовки, которая была утверждена в 1938 году. Однако уже к тому времени стало ясно, что промышленности будет сложно за короткий срок подготовить такое количество орудий и ТА для трех крейсеров. На основании этого было принято решение переоборудовать только два крейсера – «Китаками» и «Ои», для которых и было заказано соответствующее количество спаренных 127-мм/40 зенитных орудий тип 89 мод.А1 и 610-мм четырехтрубных ТА.
Работы по переоборудованию крейсеров были начаты 15 ноября 1940 года с объявлением «Первой фазы выполнения подготовки к экспедиции» (в этот период на крейсерах были выполнены подготовительные работы) – на «Китаками» на верфи в Сасебо, на «Ои» – на верфи в Майдзуру. Официально работы по модернизации данных крейсеров были начаты в январе 1941 года вместе с подготовкой военных верфей. Однако только с объявлением «Второй фазы выполнения подготовки к экспедиции» в августе 1941 года были начаты работы на «Китаками» (с 25 августа по 25 декабря 1941 года) и «Ои» (с 25 августа по 30 сентября 1941 года). При этом в первоначальный проект были внесены изменения – от установки 127-мм орудий отказались из-за их отсутствия, а количество четырехтрубных 610-мм ТА уменьшили до десяти (отказались от установки ТА на юте по диаметральной плоскости).
Основная модернизация данных КР была сведена к работам по перестройке корпуса и изменению вооружения. В первую очередь были удалены кормовые установки 140-мм орудий (№№ 5, 6, 7). Возле первой дымовой трубы по бортам были установлены два спаренных 25-мм зенитных автомата тип 96. На верхней палубе КР в средней части корпуса на специальных спонсонах было установлено 10 четырехтрубных 610-мм ТА (по пять с каждого борта). Торпедные аппараты наводились вручную, всего на крейсерах имелось по 40 кислородных торпед, которые заряжались в ТА. Резервных торпед не было, но рельсовые пути, которые связывали между собой все ТА, обеспечивали перемещение торпед между ними.
Кроме установки такого «специфического» состава вооружения были изменены мостик и надстройки крейсеров. На «трехногой» фок-мачте был размещен пункт управления торпедной стрельбой, который позволял корректировать стрельбу в секторе 360 градусов. Он был оборудован специальным оптическим визиром, позволявшим офицеру, управлявшему торпедной стрельбой, руководить пуском торпед по цели на удалении почти 30 км. Ниже размещался ПУАО для 140-мм орудий, оборудованный директором тип 14 и визиром слежения за целью. Из-за сложности стрельбы торпедами на большую дистанцию на этих КР впервые был установлен «компьютер управления стрельбой типа 1», который представлял собой комбинацию визира и вычислителя, снабженную устройством для постоянной прокладки положения цели и своего корабля. Такой комплекс обеспечивал «непрямую» стрельбу торпедами на большую дистанцию и размещался под нижней палубой в носовой части корабля.
Сам корпус также претерпел изменения. Чтобы обеспечить размещение и вращение ТА были удалены помещения для экипажа в районе труб, новые кубрики были сооружены под фок-мачтой и на шканцах в районе грот-мачты – немаловажные изменения, если учесть что экипаж крейсера после переоборудования увеличился почти на 25 % (с 438-450 до 560 человек).
Для обеспечения размещения ТА, имевших значительные размеры, корпус крейсера увеличили на 1,6 м с каждого борта за счет монтажа спонсонов (длиной 60 м, по другим данным – 75 м), после чего общая ширина корабля достигла 17,45 м. Также изменили систему вентиляции котельных и машинных отделений, сократили количество 90-см прожекторов до двух, на корме оборудовали пост управления огнем, 4-метровый дальномер на «Китаками» (3,5-метровый на «Ои») заменили на 6-метровый, а между второй и третьей трубой дополнительно установили трехметровый дальномер.
После всех модификаций стандартное водоизмещение крейсеров достигло 5 860 т, осадка возросла до 5,6 м. Так как энергетическая установка не была изменена, то скорость хода модернизированных крейсеров уменьшилась и составила 31-32 узла (максимальная скорость «Китаками» на испытаниях в Сасебо в декабре 1941 года – 31,67 узла).
Еще до окончания модернизации эти крейсера были назначены в 9 эскадру (командующий – контр-адмирал К. Фукудзи), которая была прикреплена к Объединенному флоту, и уже 27 декабря они прибыли в Куре для испытаний. И уже в январе оба крейсера приступили к выполнению боевых задач, но, как оказалось, время массированных торпедных атак с крупных надводных кораблей уже подходило к концу.
Признаем, что активно поучаствовать в бою и использовать свой потенциал крейсерам так и не удалось. Основная задача по охране линкоров «хасирского флота», которая была поставлена перед «тяжелыми торпедными КР», не очень сочеталась с тем функционалом, который в них закладывался. В течение нескольких месяцев крейсера выполняли выходы в море в качестве эскорта конвоев, весной действовали в составе алеутского соединения поддержки вице-адмирала Такаси, успели даже пройти доковый ремонт. Однако как отмечают историки, к лету 1942 года японским руководством была признана ошибочной реализованная концепция торпедного крейсера со слабым артиллерийским вооружением. И, соответственно, было принято решение о новой модернизации кораблей для последующего использования их в ином качестве.
Сражение в Коралловом море, когда корабли противника даже не видели друг друга, и битва у Мидуэя показали, что главный враг кораблей – авиация. И при господстве противника в воздухе даже речи быть не может о выходе в торпедную атаку на крупное соединение артиллерийских кораблей – даже для ЭМ это было бы затруднительно. Да что там эсминцы, если вспомнить, что немецкие самолеты достаточно успешно боролись с одиночными торпедными катерами, скорость которых доходила до 50 узлов, так что 7 000-тонный крейсер уж точно бы не подпустили к эскадре. При этом последующие события (остров Саво, Тассафаронга, Гуадалканал, мыс Эсперанс) показывают, что судьба представила возможность для широкого использования торпед в морском бою (и главное ночью), однако наших героев в этих сражениях уже не было.
Одно время, благодаря игре World of Warships, игрокам была предоставлена возможность вывести крейсера данного типа в торпедные атаки на «вражеские» корабли, попробовать реализовать потенциал «Лонг Лэнсов», "почувствовать ужас противника" и добыть для команды если не победу, то хотя бы подавляющее превосходство, даже и ценой собственной гибели в ИГРОВОМ бою, но об этом не стоит переживать (если, конечно, наши торпеды нашли цель). Но и это время прошло - в настоящее время этот крейсер выведен из игры, совсем как его прототип в свое время.
Однако в реальной жизни судьба уготовила крейсеру "Китаками" еще не одно испытание – впереди были новые «превращения» и метаморфозы. И возможно мы еще вернемся к этому крейсеру.
Подробнее с историей создания и боевом пути крейсера "Китаками" вы можете познакомиться в нашем журнале Navygaming, № 3(13)/2015, http://www.navygaming.net/magazine