Она никогда не бывала в Карелии, но всегда хотела посетить этот чудесный край, который казался ей обителью эльфов и лесных монстров, населяющих каждый ручей. И вот, наконец, ее мечта сбылась – долгожданный отпуск, снятая квартирка, палатки и собранная сумка с рюкзаком. Так просто – 4 часа от Питера, и счастье.
- И почему я раньше этого не делала? – Леша пожал плечами.
- Наверное, была слишком занята. Ты же всегда слишком занята.
Софья задумалась – действительно, жизнь бежит слишком быстро. Легко можно опоздать и не успеть насладиться. А насладиться было чем! Девушка взяла за руку Алексея, откинулась на спинку сидения и стала смотреть в окно. Привычные пейзажи сменились красотами карельской природы.
Первое, что восхитило девушку – это огромный поросший мхом камень. Она очень пожалела, что они не путешествуют на своей собственной машине, и у нее нет возможности выйти и сфотографировать прекрасный камень. Словно из сказки! И, словно в сказке, ей почудилось на узоре изо мха какое-то движение. Соня подумала, что, наверное, какая-то ящерица выползла погреться в последние предосенние дни на солнце. К слову, задумываться особенно времени не было – они ехали слишком быстро.
Следующим невероятным открытием была река с прекрасным названием Соскуанйоки. Как ни странно, прочитать название она смога сразу же, словно уже была здесь раньше или знала местный язык. Ни то ни другое, конечно, не было правдой. Наверное, Соня обладала какими-то нераскрытыми талантами к языку. А может быть, ей это только казалось. Река в месте, где они проезжали, была совсем неширокой, она скользила вокруг больших камней, прямо по маленьким и создавала небольшие водовороты воды в запрудах. Эти водовороты привлекали взгляд, и снова девушка заметила какое-то движение рядом с одним из них. Что ж, видимо, в природе больше живности, чем она привыкла видеть в Питере.
Внезапно девушка почувствовала на себе чей-то взгляд. Повернувшись направо, она увидела, что Леша давно спит. Странно, ведь больше знакомых с ними не было. Осмотревшись, она на долю секунды столкнулась взглядом с парнем у окна. Впрочем, через секунду тот уже отвернулся и снова смотрел в окно. Про себя девушка усмехнулась такой внезапной популярности, но быстро об этом забыла, ведь за окном простиралась так далеко, сколько хватало глаз, ее мечта.
Остаток пути прошел спокойно, она лишь время от времени чувствовала на себе все тот же взгляд, но когда оборачивалась – незнакомец всегда смотрел в окно. Леша проснулся, и вдвоем было намного веселее ехать. Парень смотрел на светящееся счастьем лицо девушки и думал, что не зря не стал настаивать на поездке куда-нибудь к морю. Исполнение мечты того стоило.
Вот уже и городок, встречающий их своими тихими провинциальными улочками и деревянными домами. Сортавала настроилась на хорошую погоду, потому в первый же день они отправились прогуляться и заодно осмотреться, чтобы понять, как действовать. Выезжая, они совсем не планировали свой маршрут. Единственным обязательным пунктом программы были петроглифы. Эта загадка давно попалась на глаза Соне, и ей не терпелось осмотреть все своими глазами. Кроме того, в списке значился Мраморный каньон. По большей части все, что хотелось девушке, находилось прямо позади дома – он стоял на окраине, и прямо с небольшого балкона на втором этаже открывался прекрасный вид на леса, холмы и ручей. Когда девушка в первый раз вышла на этот балкон, у нее перехватило дыхание от открывшейся картины. Тем вечером они сидели на этом балконе всю ночь, пили вино и смотрели на стремительно розовеющее небо, которое после принимало оттенки фиолетовые и сиреневые. Около четырех часов утра Леша отправился спать, а девушка, открыв балконные створки, смотрела на низину между холмами, в которой образовывался туман. Он лежал густыми хлопьями, покрывавшими все пространство. Хотя… Почти все. Один небольшой участок почему-то оставался таким же темным, как и кроны деревьев выше. Почему он привлек ее внимание, сказать она не могла, но смотрела за этим темным пятном внимательно. Оно, как и туман вокруг, находилось в постоянном движении, постепенно увеличиваясь в размерах и меняя форму. Туман становился все выше, и через некоторое время девушка с удивлением обнаружила, что непонятное пятно становится похожим на… Оленя. Огромного оленя с раскидистыми рогами, который, она могла поклясться, смотрел прямо на нее! Как это было возможно, она не понимала, но уже через пару минут морок пропал.
Постояв еще пару минут, девушка направилась спать.
Утро встретило их теплым солнцем и запахом свежей хвои.
- Ну, куда направимся? – Леша явно хорошо отдохнул и был готов штурмовать все интересное по всей Карелии.
- Конечно, петроглифы… - Девушка задумчиво размешивала чай, все думая о ночном олене из тумана. Может быть, это все вино так на нее подействовало… Или свежий воздух. Или, может, она уже засыпала, и сон смешался с реальностью. В любом случае, сейчас об этом думать не было смысла. Карелия ждала, чтобы еще одна любопытная пара окунулась в нее с головой.
К счастью, они очень быстро нашли небольшую экскурсионную группу, что отправлялась посмотреть на петроглифы. Автобус отправлялся через полчаса, потому они, быстро закупившись водой и пирожками, поехали смотреть на этот древнейший памятник.
- Ты представляешь, - с восторгом рассказывала Соня, - они были выбиты, кажется, в третьем веке! Мы можем потрогать то, что сделали люди много лет назад! Представляешь?
- Даже представить себе не могу! – Леша, как умел, поддерживал ее восторг. Хотя, честно говоря, совсем не знал, что такое эти петроглифы. Но ради любимой готов был смотреть на что угодно.
К счастью, экскурсовод был очень ненавязчивым и ввел всю компанию в курс дела:
- Петроглифы – это древние изображения на скалах. Самое интересное в том, что какую-то часть из них ученые до сих пор не могут расшифровать. Так что у вас есть все шансы сделать большое открытие!
Люди немного посмеялись, и остаток пути прошел в горячем обсуждении символов тех, кто уже видел петроглифы на картинках или в интернете. Часть из них была вполне понятной – изображения людей и животных, сцены охоты и иногда мирной жизни. Но кроме этого, повсюду были незнакомые символы. Найти аналогов к некоторым так и не смогли, потому и проводились работы по изучению.
Место, где были расположены петроглифы, было на первый взгляд ничем не примечательным. Если проезжать мимо на машине, то особенно взгляд ни на чем не задержится. Но при ближайшем рассмотрении взору открывалась потрясающая картина. Алексей сразу понял, что влекло сюда Соню. Изображений было множество, и от одной мысли о том, как долго они тут находятся и какая рука их выбивала, пробивала дрожь.
После недолгого рассказа экскурсовода все разбрелись, рассматривая изображения и пытаясь угадать, что же они обозначают. Гипотезы звучали самые забавные. Софья же снова, как в автобусе, почувствовала на себе взгляд. И обернувшись, вздрогнула: снова он. Тот парень, с которым они вместе ехали. Снова он отвел взгляд после того, как она на него посмотрела, и пошел в противоположную от них сторону.
- Как странно, – проговорила девушка.
- Что такое? - Леша отвлекся от рассматривания изображения трех охотников, которые пронзали короткими копьями какое-то животное, очень похожее на быка. У животного был очень большой живот, что, наверное, должно было символизировать богатство, и очень большие рога.
- Тот парень…
- Что с ним?
- Он ехал с нами в автобусе, а теперь он с нами здесь. Тебе не кажется, что это очень странно?
- Вовсе нет, - парень пожал плечами, - в этом городе не так много экскурсий, да и сам он небольшой. Неудивительно, если мы будем с ним сталкиваться постоянно.
Это немного успокоило Соню, но все равно она повела парня в другую сторону:
- Давай посмотрим, что там!
Невдалеке виднелась какая-то пещера. Совсем небольшой вход не видно было сверху, наверное, и внутри она была такой же маленькой. Но заглянуть туда было интересно. Низкий свод заставил их пригнуться. Внутри царила тьма, потому пришлось включить на телефоне фонарик. Яркий свет озарил действительно небольшую пещеру. Казалось, всю ее можно обойти за десяток шагов. Но эти стены…
Изображения на них были совсем другие, хоть и имели схожие начертания с теми, что разбросаны наверху. Эти же, казалось, были выполнены более опытной рукой. А может быть, просто в более позднее время? Как только они вошли в пещеру, то поняли, что дневной свет туда почти не попадает, так что им пришлось рассматривать изображения с помощью все того же фонарика на телефоне.
Начали слева от того места, где они стояли. Поначалу шли символы, которые были похожи на изображения месяца, солнца или звезд, после этого было изображение животного, похожего на оленя, с огромными ветвистыми рогами. Вокруг были изображены небольшие деревья, ели или сосны. Соня с ужасом вспомнила свое видение в первую ночь в Карелии – туманного оленя, что смотрел прямо на нее. Далее был изображен этот же олень, но поверженный. Ноги его странно вывернуты, а голова загнута и прижата к боку. На стене вокруг вместо деревьев были изображены силуэты людей с копьями. На следующем изображении оленя уже не было, только люди с оружием. После этого изображений, которые можно было бы понять, не было, только все те же непонятные символы. Больше всего этих символов было вокруг длинной и тонкой щели в стене, из которой тянуло каким-то сквозняком.
- Интересно, что там? – Леша попытался посветить в щель фонариком и заглянуть туда. Но было слишком темно, и ничего не было видно. Девушка в это время с любопытством рассматривала рисунки вокруг нее.
- Мне кажется, это какая-то очень важная щель. – Она провела рукой по изображению большого месяца. Чуть ниже и правее располагался еще один такой же. Чуть дальше – еще один. И только отойдя на приличное расстояние, она поняла, что вокруг этой щели изображена луна в соответствии с ее циклом, в разных состояниях.
- Думаю, ты права, - Леша тоже заметил это и теперь стоял рядом, рассматривая стену.
- Смотри-ка, - указал он на один из месяцев, - тут рядом знак, который очень похож на латинскую S. Наверняка, это знак твоего имени, - похихикал он. В этот момент из щели потянуло сильнее.
- А если посмотреть сюда – Соня ткнула пальцем в другой знак, - то очень даже похоже на букву L, Лешенька. Засквозило еще сильнее, раздался странный скрежещущий звук, от ветра в крохотной пещерке поднялся такой ветер, что песок взлетел в воздух и попал в глаза, на время ослепив обоих. К счастью, они стояли совсем рядом и потому могли держаться за руки. Ветер поднимал одежду вверх, путал волосы и совсем не давал открыть глаза.
Сколько времени это продолжалось, они не знали, но в какой-то момент ветер исчез так же быстро и внезапно, как и появился.
- Что это было? – Девушка терла глаза, пытаясь снова обрести зрение.
- Черт его знает… - Парень делал то же самое, потому она оба не сразу смогли осмотреться по сторонам. Впрочем, за это время ничего и не изменилось. Разве что, в пещере стало немного светлее. Но, вероятнее всего, это было связано с тем, что им пришлось зажмуриваться, и глаза успели привыкнуть к темноте. Знаки теперь тоже проступали ярче и словно подсвечивались изнутри. Стали видны некоторые символы, которые они не рассмотрели в свете телефонного фонарика.
- Все же интересно тут, - с этими словами девушка провела ладонью по необычной трещине, после чего оба вышли на улицу. И замерли. За 10 минут, что они были в пещере, мир вокруг изменился до неузнаваемости.
Пара с удивлением осматривалась по сторонам. Петроглифы словно горели изнутри, словно были подсвечены ярко-красным огнем. Камни, на которых они были выбиты, потемнели, стали почти черными, будто смоченными водой. Но больше всего изменился лес вокруг – деревья и травы сменили свой цвет и окрасились в синие, фиолетовые и красные оттенки. Зелени осталось совсем немного, коричневый цвет коры исчез совсем. Людей же не было видно. Зато лес вокруг наполнился странными звуками, будто множество небольших животных разгуливало там, ломая ветви и кусты.
- Что за чертовщина? – Первым отозвался Леша, крепко сжав руку девушки, словно боялся, что и она исчезнет.
- Если бы понять… Или, по крайней мере, найти того, кто сможет все объяснить. Наша экскурсионная группа пропала.
- Может, нас завалило в пещере и сейчас мы просто видим коматозный сон?
- Один на двоих? Так не бывает, Леш…
- Другого объяснения я не нахожу.
На самом краю леса показалось какое-то движение. Парень сразу же рванул туда со словами:
- Кажется, это человек!
- Постой! – Только и успела выкрикнуть Соня, прежде чем побежать следом. А что ей еще оставалось? Фигура, промелькнувшая недалеко, у самой кромки леса, была действительно удивительно похожа на женскую, хоть и чувствовалось в ней что-то… Необычное. Но если действительно впереди человек, то они могли получить хотя бы часть ответов на бесчисленное количество вопросов, роящихся в голове.
Внезапно Леша остановился, как вкопанный, и девушка с разбегу врезалась в широкую спину.
- В чем дело?
Она выглянула из-за плеча парня и поняла, почему тот остановился. Фигура у леса только казалась женской. При ближайшем рассмотрении это было существо, похожее на результат странной связи человека и оленя.
- Не нужно меня бояться, - проговорило оно. – Я совсем не намерена причинить вам вред.
- Кто ты? – Алексей пытался прикрыть собой девушку, хотя сам дрожал.
- Меня зовут Мизликки. Я хозяйка этого леса. Не только его, конечно. Всех лесов. Удивительно, что ты оказалась Видящей.
- Видящей?
- Ну да. Очень много лет такие, как ты, не появлялись на моей земле. Ты способна видеть мир таким, какой он есть на самом деле, ты сбросила оковы людей. Поздравляю. Я уже не надеялась поговорить с настоящим человеком.
- Настоящим человеком? – Соня ничего не понимала. Может быть, Леша был прав? Не могло же такое происходить на самом деле? Или могло? Как это понять?
Девушка попробовала ущипнуть себя. Было больно, не проснулась. Попробовала ущипнуть Лешу – по его сдавленному шипению поняла, что ему тоже больно.
- И что нам теперь делать?
- А что вы хотите? Люди древности, их тогда сородичи называли шаманами, приходили ко мне за мудростью. Тогда еще они верили в силу леса. И в меня. Тогда еще я могла им помочь.
Мизликки замолчала.
- А теперь?
- Теперь из этих краев люди ушли, много лет никого не было, и только недавно стали ходить снова. Но эти люди глухи и слепы. Им больше не интересен лес. Да и меня они забыли, как и Хозяина.
- Хозяина?
- Вот, вы тоже не помните. Ваша семья больше не рассказывает вам о том, кем вы были и кто такие мы. Вы не знаете о том, какой силой можете обладать. И понятия не имеете о своей истинной связи с природой и с лесом. Не имеете представления о местах силы, о камнях, которые могут подарить здоровье… О многом другом.
Алексей и Софья стояли молча. В голове каждого из них крутились истории из сказок, рассказанных в детстве, о том, в кого верили их предки… Неужели все это было правдой?
- Не все, конечно, - ответила на ее мысли Мизликки. – Люди многое не могли объяснить и тогда придумывали. Создавали божество, которое, как им казалось, могли задобрить и жить спокойно. Человек не терпит незнания. И между тем со временем отрекся от всего, из чего вырос. Вы окружили себя искусственными вещами, спрятались за каменными стенами и думаете, что знаете все обо всем…
В этот момент где-то невдалеке взлетела стая ярко-розовых птиц.
- Ох… - Еле слышно выдохнула Мизликки, осмотревшись по сторонам.
- В чем дело? – Девушка, только начинавшая успокаиваться от этих слов, снова занервничала.
- Он пришел.
- Кто он?
- Хийси.
- Кто это?
- Он тот, кто сулит нам всем погибель.
В этом время где-то совсем рядом раздался оглушающий хруст ветвей, небольшое деревце повалилось на землю, и через секунду из леса показалось нечто страшное – существо с оленьими рогами, облепленными мусором, копытами, которые оставляли на земле глубокие вмятины, и в то же время создание удивительно напоминало очень уродливого человека.
Прежде чем Хийси их заметил, Мизликки хлопнула в ладоши, и они мгновенно переместились на холм неподалеку. Уже издалека они наблюдали, как Хийси громит прилесок.
- Вы всему виной. – Мизликки строго посмотрела на пару своими оленьими глазами.
- Чем больше вы приносите мусора, тем он становится сильнее. И с каждым годом нам все сложнее сдерживать его. Однажды лес исчезнет совсем. Тогда исчезнем и мы. Жаль, что люди так слепы. Жаль, что не могут прийти ко мне. Скажите им. А теперь – вам пора домой, а мне пора к Хийси. Помочь мужу, сдержать.
Задул ветер, поднялся песок.
А когда Соня смогла открыть глаза – она увидела пещеру. И Лешу, который держал ее за руку.
- Ты тоже все это видела?
- Да.
- Как думаешь, мы сошли с ума?
-Возможно. Но я до сих пор боюсь Хийси.
- Может быть, стоит прислушаться к словам Мизликки?
Когда они вышли из пещеры, мир предстал перед ними одновременно привычно серый, и в то же время ужасающий: их группа без зазрения совести бросала окурки, бутылки из-под воды прямо туда, где много лет назад были высечены петроглифы.
Соня молча достала из сумки пакет и под изумленными взглядами туристов начала собирать мусор. И ей показалось, что она услышала в ветре тихое «спасибо» от Мизликки».