Любимейшее мое произведение. Перечитывать могу постоянно.
1925 год. Год назад умер великий вождь. У руля Сталин, который вскоре начнет свои жестокие репрессии. Советская власть строит коммунизм.
Смелости Булгакова можно только позавидовать — написать произведение, именуемое "политической сатирой".
- В 1926 году в квартире Михаила Афанасьевича произвели обыск.
- Изъяли и рукопись, и копии машинописного текста " Собачьего сердца". А за писателем стали усиленно наблюдать, дабы пресечь все антисоветские настроения.
Но, как известно, "рукописи не горят", и произведение увидело свет в годы перестройки, в 1987 году.
Конечно, "Собачье сердце" - книга на все времена.
Смена эпохи, смена существующего строя и засилье Шариковых. Бывших бездомных бродяг, жадно заглядывающих в глаза хозяину, облизывающих руку кормящую. В одно мгновенье ставших кем-то весомым в новом государстве, получившим новое звучное имя, звание, должность. А руку кормящую можно и оттяпать, да что там руку, хозяина вон пинком!
Собственно не только хозяина, с искреннем остервенением истреблять и себе подобных.
Изумительная аллегория — Шариков и его должность.
Да все в этой книге оголено, показано изнутри. Вся коммунистическая пропаганда у Булгакова выглядит такой нелепой, сказать бы смешной, да язык не поворачивается — на фоне всех бедствий, которые принесла эта пропаганда.
Невежество и тупость героев того времени, уничтожающее культуру, науку и традиции поражает уверенностью в своей правоте. Хотя, чего поражаться? Разве Шариковым и Швондерам было что терять?
Они по — большому не счету ничего и не имели. Ни знаний, ни умений — что они могли предложить обществу?
Эта знаменитая Булгаковская "разруха не в клозетах, а в головах" - это ведь о том, что ломать не строить.
Здравый смысл Филиппа Филипповича в книге, к счастью, взял верх над ложной гуманностью. В жизни чаще по — другому, все снимают с себя эту ответственность. Да и Шарикова так просто, "голыми руками не возьмешь".
Булгаков мастер тончайшей иронии. Горький смех сквозь слезы времен.
Бродячие дворняги Шариковы не исчезли и до сих пор. Только именуются теперь гордо Полиграфами Полиграфовичами. И имеют неприкосновенный мандат в оттенках триколора.
Если все же книгу почитать не сложилось ( сомневаюсь, что такие люди есть), посмотрите прекрасную экранизацию, Золотой фонд Советского кино: