Давным давно, когда деревья были выше, а звёзды ярче существовало на земле королевство. Называлось оно красивым и загадочным словом Гуге.
И всё у них было хорошо. Люди жили в мире и согласии, учёные в монастырях вели бесконечные научные диспуты, а управлял ими царь, который жил во дворце на самом верху горы.
Завидно стало соседям, что всё так хорошо в этом царстве-государстве.
Напали они на Гуге, стали убивать мирных жителей.
Смотрел-смотрел на это царь с вершины своей горы из неприступной крепости, да и сказал:
- Прекратите убивать моих поданных, пожалуйста. Отпустите их. А за это я спущусь к вам сам.
Пообещали ему враги, что возьмут они его в плен, а взамен не будут обижать простых людей.
Спустился царь с горы.
Тут и сказке конец. Царя и всю его семью убили. Королевство захватили. А потому что, если ты царь, то и не надо верить всяким сказочным обещаниям.
Потом, конечно, спустя горы пришли в эти земли добрые люди и прогнали злых захватчиков.
Да только вот жизнь в некогда процветавшее королевство не вернулась. И никто не знает, почему никто не захотел снова жить во дворце.
Так и стоят по ныне заброшенные руины некогда могущественного королевства.
Вернее, до недавнего времени стояли. Пока не пришли историки и археологи и не сделали его культурно-историческим памятником.
До сих пор существуют различные версии того, что же произошло в древнем королевстве.
Оно возникло в 9 веке. В этих краях был центр развития традиционной тибетской религии бон. Затем королевство Гуге играло важную роль в становлении буддизма в Тибете.
К 16 веку это было процветающее королевство. Развитое сельское хозяйство, монастыри, армия.
А потом всё как-то очень быстро закончилось.
Основная версия происходивших тогда событий такая.
В начале 17 века португальские миссионеры, искавшие в тех краях Шамбалу, совершенно случайно обнаружили королевство Гуге.
Их приняли с распростёртыми объятиями, ибо люди в королевстве жили добрые и открытые всему новому.
Видимо поэтому они разрешили основать католическую миссию в Цапаранге - столице королевства.
И вот тут на фоне всего этого благоденствия нашёлся один очень нехороший человек - брат царя, который решил завладеть престолом.
Он обвинил царя в предательстве буддизма (ну, а как он хотел с католической миссией-то). Поднял повстанцев. За поддержкой обратился к правителю Ладакха.
Тот быстро сообразил, что к чему и послал свои войска в Гуге.
Ну, а дальше вы уже знаете. Армия королевства была разбита, столица осаждена. Крепость, где находился царь так и не смогли взять, поэтому отрывались на местных жителях.
В итоге царь сдался в плен взамен на обещание не убивать простых людей.
Царя и всю его семью убили. Мирных людей полонили. И брата-предателя тоже, кстати, зарезали.
В конце 17 века земли Гуге были освобождены от Ладакского владычества войсками Далай Ламы V и снова присоединены к Тибету, но дворец и окружающие его земли так и остались заброшенными.
Люди не вернулись сюда. Правда, в окрестностях стали строить монастыри.
В середине 20 века китайские военные обнаружили в Цапаранге целую пещеру обезглавленных тел.
В ходе культурной революции монастыри были разрушены. Фрески в пещерном городе частично уничтожены, статуи, украшавшие город - обезглавлены.
И только в конце двадцатого века из этого многострадального королевства догадались сделать исторический памятник.
Вот. Ничего, что я так долго?
Решила сразу рассказать всю историю, чтобы потом уже не отвлекаться во время прогулки. А просто смотреть по сторонам.
Нам предстоит подняться на самую вершину вот этой горы.
Кажется, ой, сколько идти. Но по дороге столько всего интересного, что совершенно не чувствуется тягот подъёма.
Да-да, вот на ту самую вершину.
Монастырь внизу, увы, закрыт. Ну, хоть двери красивые можно посмотреть.
Сейчас вокруг куда ни глянь - безжизненные горы. Даже не верится, что когда-то здесь были цветущие сады.
Но зато горы - какие красивые!
А тем временем мы проделали половину пути наверх.
В этой части крепости находятся помещения, где жили военные.
Вот такие, мягко говоря, скромные условия.
Рядом с каждым помещением - табличка с какими-то цифрами и знаками. Нам объяснили, что это вроде как, говоря современным языком, номер боевого подразделения.
Типа, а сейчас на прополку морковки выходит отряд 55-49
Честно говоря, как-то это больно уж современно выглядит - таблички эти и цифры.
Но предположим, что так оно и было.
А скромные бытовые условия компенсировались совершенно роскошными видами.
Кто-то считает такие пейзажи унылыми. А я готова бесконечно любоваться.
Так что терпите.
Любоваться таким готова не только я. Вон люди от восторга таблички не замечают. Идут, можно сказать, в пропасть навстречу красоте.
Порода, из которой состоит всё это великолепие - какой-то не очень прочно слепленный песок. Остаётся только удивляться, как вся эта конструкция простояла столько веков.
Я понимаю, что дожди здесь идут не часто. Но она настолько хрупкая. Стоит провести рукой - тут же остаётся след.
Чем некоторые туристы и пользуются.
А мы тем временем лезем дальше, не забывая вертеть головой по сторонам.
Через небольшие комнаты, по узким лестницам. Всё выше, и выше, и выше...
К самым верхним помещениям крепости.
Эх, я немного завидую здешним царям. Такие виды.
Виды немного подпорчены флажками и запрещающими табличками.
Но без табличек никак.
Вон уже что-то на стене накарябали.
А уж про то, что все залезают, куда только можно и нельзя - про это и говорить не стоит.
Запрет не ходить куда не надо в большинстве случаев оправдан. Как я уже сказала, там всё такое хрупкое - топнешь ногой, полкрепости развалится.
Ой, давайте я лучше вам расскажу историю про то, куда ходить можно, но не особо нужно.
Увидели мы открытую дверь и лестницу, уходящую куда-то вниз.
Я сразу догадалась, что это хранилище драгоценностей. Не помню откуда я про него знала, может прочитала где... Неважно.
Главное, что я всех сумела убедить, что нам туда надо.
Начиналось всё очень прилично. Вон даже цепи повесили.
Правда лестница какая-то длинная оказалась.
Некоторые даже сомневаться начали, нужно ли нам туда идти. Ведь потом ещё возвращаться.
Но тут на меня напало вдохновение, и я тут же очень убедительно рассказала, что это вход, а наверняка там дальше будет выход. Иногда я бываю вот прям очень убедительной.
Лестница закончились. Начались какие-то переходы. Иногда мы залезали в какие-то тёмные комнаты.
Переходы были всё уже и всё ниже. Мы уже нормально так испачкались в этом песке-известняке.
А потом уползшие вперёд радостно сообщили, что они нашли выход. Специально для меня.
В маленькой комнате с шикарными панорамными окнами все ходы закончились.
Ну, странные люди. Откуда в сокровищнице сквозной проход? Они что, сказок в детстве не читали?
Но если бы они не пошли, как некоторые, то когда бы ещё так здорово полазали и в такие окошки посмотрели.
Немножко грязные и очень весёлые мы тем же путём вернулись обратно.
Вечерело. Нам пора было уезжать из этого чудесного места.
Да, в общем-то, и наше путешествие по Тибету подходило к концу.