Ну уж точно не Фея Карабос и ее свита! Они злые, но не страшные.
Как оказывается, для любой балерины, даже самой талантливой, опытной и признанной, самое страшное в Спящей - это Розовое Адажио.
Розовое адажио - танец из первого акта балета: юная и жизнерадостная Принцесса Аврора танцует его на празднике в честь своего шестнадцатого дня рождения, в сопровождении четырех иноземных принцев, претендующих на ее руку и сердце. Она весела и шаловлива, и разбрасывает подаренные принцами цветы. Именно поэтому Розовое Адажио и называется Розовым: каждый Кавалер дарит Принцессе розы (а вовсе не потому, что Принцесса одета в розовую пачку).
Музыка этого адажио также узнаваема, как Танец маленьких лебедей из Лебединого озера или Вариация Феи Драже из балета Щелкунчик.
Что же в нем такого пугающего?
Любой настоящий балетоман с легкостью расскажет вам о великолепных и ужасных Розовых адажио, которые он видел за свою зрительскую "карьеру". Ключ к Адажио - в его технической сложности. Технической - именно в смысле балетной техники. Это не просто танец Принцессы с четырьмя Кавалерами - это довольно жестокое упражнение для балерины на баланс и выносливость. По его окончании балерины "выдыхают", даже финальное, свадебное па-де-де не представляет для них такой сложности и не таит в себе столько опасностей.
После своего искрометного выхода в аллегро Принцесса Аврора должна выдержать серию из восьми балансов, два раза по четыре, на одной ноге, стоя на пальцах без поддержки, не опираясь на своих партнеров, причем вторые четыре - после туров, в которые ее по очереди вводят каждый из четырех Иноземных Принцев. Вторая нога в этот момент должна быть в аттитюде, а руки - в третьей позиции. Выполнить один такой баланс - не так уж и трудно, но восемь подряд, да еще и с турами, находясь при этом в центре сцены, являясь объектом абсолютного внимания всего зала, - ощущается уже как жестокое испытание. Добавьте к этому, еще и кульминацию в музыке: Чайковский умело подчеркивает сложность момента, давая подсказку публике: то, что мы смотрим на самом деле не просто танец - Розовое Адажио, а акробатический трюк на баланс.
У этой акробатики есть и своя символика: Принцесса не просто повторяет одни и те же движения с каждым из четырех принцев, а проверяет, годится ли он ей в мужья - каждый принц как раз и протягивает ей руку для поддержки; невозможность для Авроры опереться на руку Принца значит, что ни один Принц не является ее избранником. К слову сказать, что и розы, которые разбрасывает Принцесса - тоже символ. Она их потому и разбрасывает, что пока не готова выбрать ни одного из своих кавалеров. И только когда полюбит по-настоящему - цветы уже никому не отдаст. К тому же эта крайне неустойчивая позиция в атитюде является еще символом того , что Принцесса Аврора стоит на краю гибели.
В британском балете долгое время эталоном в исполнении Розового Адажио считалась Марго Фонтейн. С нею сравнивали даже более современных балерин, чей технический уровень, несомненно, был намного выше. "Давайте вместе посмотрим запись 1955 года. Исполнение очень характерно для ее эпохи: не до конца вытянуты колени в арабесках, нет эффектной демонстрации отличной растяжки. Не все балансы сделаны чисто - есть и другие видео, уже из 60х годов, более короткие, где Адажио технически выполнено почти безукоризненно. Но что же делает ее движения настоящим танцем, исключительным и абсолютным? Это прежде всего внимание к деталям и следование музыке, на которые сфокусирован танец балерины. Eе выход показательно занимателен: от скользящих движений головы и глаз, до изящного фиксирования, согласно музыкальным акцентам, движений рук. Взрывные прыжки - большие или маленькие - завораживают своей взрывной энергией контрастируя с округлой формой рук, что придает им дополнительную привлекательность. Музыкальная линия ее фразировок создает иллюзию, что она выполняет последовательности шагов на одном дыхании. Это настоящий танец, а не техника" - Джудит Макрелл, The Guardian.
С появлением на Парижской сцене Сильви Гиллем многое в мире танца изменилось. Появилась новая эстетика движения: в моду вошли великолепная растяжка, легкость исполнения, высокие поднятия ног и силовые упражнения. Смотрим Сильви Гилем в Розовом Адажио:
В программе трансляций из Royal Opera House этого сезона есть и балет "Спящая Красавица" в постановке Моники Мэйсон, восстановленного знаменитого спектакля Нинетт де Валуа, в основе которого хореография непревзойденного Мариуса Петипа. Очень надеемся, что когда карантин закончится, и кинотеатры возобновят свою работу у нас будет еще возможность увидеть этот замечательный балет в исполнении Фуми Канеко и Федерико Бонелли на больших экранах.
А пока смотрим фрагмент вариации Принцессы Авроры из первого акта.
Больше информации о спектакле на нашем сайте operahd.ru