Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Электрофоны из СССР.Часть третья: «Арктур» и другие.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

В третьей части рассказа речь пойдет об электрофонах «Арктур» и «Электроника» . Для тех, кто не читал первую и вторую части статьи, вот ссылки на них: «Аккорд» и «Вега».

Электрофоны высшего класса марки «Арктур» выпускались Бердским радиозаводом (впоследствии ПО «Вега»). Внешние отличия между моделями «003» и «004» минимальны - будем считать что их и вовсе нет (не считая того что на первых версиях «003-го» устанавливалось ЭПУ G-600B). Насчёт отличий в схемотехнике, ничего сказать не могу: не изучал данный вопрос. А вот колонки, идущие в комплекте к электрофонам - разные. У «003-го» это 25АС-2,а у «004-го»-25АС-309.

Поскольку я лично владел лишь электрофоном «Арктур-004» то речь будет главным образом об этой модели (хотя и «003-й» я ещё застал в продаже и визуально не раз его изучал).

Стереофонический транзисторный электрофон "Арктур-004-стерео" с 1981 года выпускал Бердский радиозавод. ЭФ предназначен для прослушивания записи с моно и стереофонических грампластинок и состоит из 2-х скоростного ЭПУ производства ПНР(Unitra G-602), УНЧ и 2-х АС 25АС-309. Есть регулировка тембра НЧ и ВЧ, баланса, фильтры нижних, средних и верхних частот, электронная защита от КЗ в нагрузке, контроль уровня сигнала стрелочными индикаторами. В ЭПУ имеется компенсатор скатывающей силы, регулировка частоты вращения диска, автостоп и микролифт. ЭФ работает и как усилитель. Частота вращения диска 33,1/3 и 45,11 об/мин. Коэффициент детонации 0,1%. Номинальная выходная мощность 2х25 Вт. Диапазон частот по звуковому давлению 40...20000 Гц. Уровень фона -50 дБ. Коэффициент гармоник 0,2%. Потребляемая мощность 150 Вт.

Высказаться об «Арктуре-004» однозначно – довольно сложно. Он вызывает настолько противоречивые чувства, что создаётся впечатление что и сам он «соткан» из противоречий. Попробую просто перечислить все его плюсы и минусы. И начну с минусов. Габариты и вес (Габариты ЭФ 610х390х250 мм. Вес 22кг.) С одной стороны это играет на солидность изделия, но с другой: с его размещением у многих владельцев наверняка возникали проблемы, поскольку для его установки в помещении требовалась большая тумба или стол. А ведь ещё надо было куда-то пристроить акустические системы и тоже достаточно крупные (480х285х261 мм. Вес 13 кг.). Устанавливать их на одну общую поверхность с электрофоном-не вариант. Передающиеся от колонок вибрации неизменно отражались на работе ЭПУ ( все проблемы с виброразвязками которые были у «Веги-108», «Арктур» получил по-наследству в полном объёме). Ползунковые регуляторы это та ещё гадость. И моя нелюбовь к ним пошла как раз от «Арктура». Колонки 25АС-309 тоже «не комильфо». Бас жесткий, «картонный». Но поскольку других колонок на тот момент у меня не было, то и оценить как «Арктур» может звучать, если к нему подключить что-то другое, не представлялось возможным. Исходя из вышеизложенного, я не могу сказать что «Арктур» звучал лучше чем «Вега-108». Возможно, с другими колонками и результат был бы иным, но…что было, то было.

Теперь о плюсах (относительных). Действительно в конце 70-х – начале 80-х электрофон выглядел солидно. К относительным плюсам можно отнести и более богатое (чем у «Веги») функциональное оснащение включая дополнительные фильтры (у «Веги» был лишь ФВЧ) и возможность контролировать уровень выходного сигнала при помощи стрелочных индикаторов. Кроме того к «Арктуру» можно было подключить две пары акустических систем. Но все эти плюсы (как я уже сказал) - были относительными. А вот цена в 590 руб. скорее относилась к минусам. Лично я за такие деньги его бы никогда не купил. Мой «Арктур» мне достался немного б/у и по бартеру.

"Электроника Д1-012". Фото из открытых источников.
"Электроника Д1-012". Фото из открытых источников.

Но были электрофоны и куда дороже «Арктура». В те же самые времена в магазине стоял (и стоял очень долго) электрофон «Электроника Д1-012» за совершенно немыслимые 840 руб.(немного непонятно выглядят два момента: на фото из интернета я обнаружил две фотографии задней части «Электроники». На одной фотографии цена 590 руб., а на другой-840.Возможных вариантов ответа на вопрос «почему такая разница»-два. Либо 590 это цена электрофона без АС, либо в дальнейшем электрофон подорожал с 590 до 840 руб. Более вероятным мне кажется вариант №1, но…как знать).

Здесь явственно видна цена 590 руб...(дата выпуска 09.1980)
Здесь явственно видна цена 590 руб...(дата выпуска 09.1980)
...а здесь уже 840 руб.(дата выпуска не читается)
...а здесь уже 840 руб.(дата выпуска не читается)

К сожалению (или к счастью?) у меня не было возможности обладать данной моделью, хотя желание периодически возникало. Да, «Электроника» была дороже, но лучше ли? Попробуем понять это хотя бы теоретически. Начнём с веса и размеров. Размеры электрофона 490х425х190 мм. Вес 25 кг. Как мы видим, вес электрофона был даже выше чем у «Арктура», а вот по габаритам он почти соответствовал массовым стандартам. Внешность самого электрофона довольно спорная. С одной стороны хорошая эргономика и ультрамодный (для 1980-го года и советской техники того периода) индикатор, а с другой - чёрный унылый пластик. Полная противоположность внешности электрофона - внешность акустических систем. Дизайн 25АС-326 был настолько удачен, что даже сейчас,40 лет спустя, они выглядят вполне современно. Да и качество сборки колонок явно превосходит аналогичное у «арктуровских» 25АС-309. Как, впрочем, и звук( вот сами эти колонки я несколько раз слушал и они действительно звучат лучше чем 25АС-309). И это несмотря на то, что и в той и в другой акустике используются идентичные (кроме СЧ) динамики (Схемы 25АС-309 и 25АС-326 прикладываю для сравнения). Тех. данные колонок 25АС-326 таковы: Диапазон воспроизводимых звуковых частот - 40...20000 Гц. Неравномерность АЧХ - 8 дБ. Гармонические искажения - 1%. Сопротивление 4 Ом. Габариты АС - 480х285х285 мм. Масса АС - 14 кг. С 1984 года АС по новому ГОСТ выпускалась под наименованием "25АС-126". Отдельные партии АС имели наименование "Электроника Д1-012". Однако, цена самих колонок 135 руб. (и видимо это за штуку, а не за пару) была чересчур завышена. Те же S-90 были дороже лишь на 15 руб. Но вернусь к самому электрофону.

Схема АС "Электроника 25АС-326"
Схема АС "Электроника 25АС-326"

Схема АС 25АС-309.
Схема АС 25АС-309.

Многие владельцы (бывшие или настоящие-не суть важно) утверждают, что уровень УНЧ «Электроники» был вполне сопоставим с уровнем отдельных советских усилителей высшего класса. Да и ЭПУ Д1-012 по меркам того времени входило если не в тройку лучших, то в пятёрку наверняка. Созданное на базе Б1-011 (есть версии что то в свою очередь скопировано с Technics SL1300,но я не буду утверждать что так и было, хотя определённое сходство просматривается) ЭПУ имело прямой привод, тяжёлый опорный диск и съёмный шелл тонарма. Так что цена самого электрофона (если отминусовать стоимость АС то получится-570 рублей или 590, если моя версия о цене верна) – представляется более - менее оправданной. Во всяком случае, отдельно проигрыватель и усилитель высшего класса (не зависимо от марки и модели), стоили бы больше. Так что, суммируя плюсы и минусы, делаем вывод что «Электроника Д1-012» была лучше чем «Арктур-004». Что же касается цены…Монолог Жванецкого про раков и здесь вполне к месту («…если бы у меня вчера было пять рублей…У меня и сегодня трёх нет…»).

Собственно на этом можно было и закончить. Но у меня после «Арктура» была в недолгом владении ещё парочка электрофонов. Приобретённых скорее из баловства, а не из-за насущной необходимости. Один из них «Корвет ЭФ-248» и я о нём уже писал. Так что повторяться не стану, а для тех, кто не читал - вот ССЫЛКА на ту статью.

Второй и последний: «Сонет ЭФ-208». Но о «Сонете» я расскажу в четвёртой части. Кроме того в четвёртой части речь пойдет и об электрофоне «Мелодия-103». Пусть лично у меня этого электрофона не было, но он был у пары моих приятелей, так что близко пообщаться с ним мне доводилось.

А пока всем спасибо и до новых встреч!