Найти тему
3,2K подписчиков

Мольтке о Верещагине: «Его картины нельзя показывать немецким солдатам»

25K прочитали
Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке. Изображение из свободных источников
Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке. Изображение из свободных источников

В продолжение цикла статей о русском художнике Василии Васильевиче Верещагине, хотел бы написать об одном известном эпизоде из жизни знаменитого живописца. Речь пойдёт о выставке картин художника в Берлине в 1882 году. В.В. Верещагин – выдающийся художник-баталист был известен своей антивоенной позицией. На картинах он изображал войну без героического пафоса, присущего академической батальной живописи, а такой, какой она есть – жестокой и кровавой. Участник двух войн, награжденный Георгиевским крестом за храбрость, тяжело раненый в одном из походов, переживший гибель в сражении под Плевной родного брата, Василий Васильевич знал не понаслышке, что такое война. На его полотнах с документальной точностью были запечатлены трагические моменты военных действий: гибель солдат, страдания раненых, пожары и разрушения.

Вторая половина XIX являлась судьбоносной эпохой – временем завершения формирования империй, которым будет суждено сойтись в смертельной схватке в годы Первой мировой войны. Пруссия – объединитель разрозненных немецких государств, разгромившая поочередно Данию, Австро-Венгрию и Францию, создала в 1871 году на обломках поверженной империи Наполеона III Второй рейх – Германскую империю. Архитектором громких побед и одним из главных создателей нового германского государства являлся Хельмут фон Мольтке – начальник генерального штаба и генерал-фельдмаршал германской армии. Знаменитый полководец не преминул посетить выставку Василия Верещагина в Берлине, которая пользовалась большой популярностью, и которую посетило более 100 тысяч зрителей.

Картины В.В. Верещагина из Туркестанской серии

Знаменитый полководец фон Мольтке был почитаем в то время не только в Германии. Авторитет немецкого стратега признавали и в России. Император Александр II присвоил ему в 1872 году звание генерал-фельдмаршала Российской империи и наградил высшими знаками отличия страны, в том числе орденами Святого Андрея Первозванного, Святого Георгия и Святого Владимира. Сподвижник Бисмарка и кайзера был удостоен звания почетного члена Санкт-Петербургской академии наук за вклад в развитие военной науки и назначен шефом Рязанского пехотного полка.

Дело даже не столько в германофильстве Александра II, признававшего заслуги немецкого полководца. Разгром Франции Наполеона III – давнего врага России, позволил стране разорвать статьи Парижского трактата, подписанного после поражения в Крымской войне 1853-56 гг., вновь создать Черноморский флот и приступить к активной политике на Балканах и в Закавказье. Однако создание сильной Германской империи означало возникновение новых угроз и самые дальновидные умы того времени видели это. Ф.М. Достоевский, путешествовавший в то время по Германии, отмечал возникновение «безудержного шовинизма», захватившего все слои общества, что не предвещало миру ничего хорошего.

Картины В.В. Верещагина из Балканской серии

Посетившему выставку Верещагина в Берлине Мольтке, шел 82-й год, однако почтенный фельдмаршал всё ещё занимал должность начальника германского Генерального штаба. Создателю немецкой военной машины, считавшему, что главное для солдат непререкаемое подчинение приказам и железная дисциплина, конечно, не могли понравиться картины художника-пацифиста. Когда Василий Верещагин подвёл почетного гостя к надписи на багете картины «Апофеоз войны» «Посвящается всем завоевателям, прошлым, настоящим и будущим», настроение фельдмаршала заметно ухудшилось.

Апофеоз войны. Художник В.В. Верещагин
Апофеоз войны. Художник В.В. Верещагин

Мольтке посчитал, что верещагинские полотна имеют разлагающее влияние на молодых солдат и офицеров и на следующий день запретил посещение выставки всем чинам германской армии. Аналогичный приказ был издан генеральным штабом армии Австро-Венгерской империи. Прусский военный атташе в Санкт-Петербурге Вердер советовал российским властям уничтожить все картины Балканской серии Верещагина.

В.В. Верещагин у портрета Наполеона. Фото из свободных источников
В.В. Верещагин у портрета Наполеона. Фото из свободных источников

Василия Верещагина, действительно, обвиняли в России в отсутствии патриотизма, его творчество вызывало недовольство русских императоров Александра II и Александра III, и картины долгое время отказывалось покупать российское правительство. Однако гуманистический посыл этих полотен был слишком высок, а запрос на антивоенную тематику актуален. Верещагина признал весь мир, выставки художника, проходившие в Европе и Америке, неизменно вызывали огромный интерес публики, а самого живописца принимали на уровне первых лиц государства.

Денис Маевский

Рекомендую к прочтению: "Американская армия на картинах Василия Верещагина", а также

"Как Верещагин американских мошенников проучил".

Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.

Будет интересно!