Найти в Дзене

Гаджеты и мозг ребенка. Есть опасность?

Нужно ли запрещать детям гаджеты? Как цифровой мир влияет на молодое поколение и должны ли мы, взрослые, бить тревогу? Тема эта непростая и вызывает много эмоциональных дискуссий. О каких исследованиях нейрофизиологов и нейропсихологов в этой теме важно знать родителям- этот материал.

Начну с забавных (или не очень, тут уж решайте сами) историй о том, как гаджеты захватили внимание наших детей. Все истории реальные, рассказаны очевидцами.

История первая

Малыш 10-11 месяцев от роду стоит на подоконнике, рассматривает пейзаж за окном и происходящее на детской площадке. К его огромному неудовольствию напротив детской площадки стоит микроавтобус, который закрывает ему обзор. Маленьким пальчиком тыкая на автобус, малыш пытается его сдвинуть. Одна попытка, вторая, третья, а результата нет. Микроавтобус не двигается с места. У малыша случается истерика, да такая, что быстро успокоить его не получается.

Фото из  интернета
Фото из интернета

История вторая

Детская больница. Хирургическое отделение. Дети после операций в палатах. До 5 лет — с мамами, старше — одни. Все они сидят тихо и спокойно, потому что уткнулись в гаджеты. К маме девочки почти 6 лет подходит медбрат и говорит: «Я тут год, и ваша девочка первая без мобильника за все время моей работы. А то, что она читает, меня вообще поражает».

История третья

Среднестатистическая старшая группа среднестатистического детского сада Беларуси. В этом году дети из нее выпускаются и идут в школу. По результатам тестирования у психолога и логопеда только 8 детей из 27 готовы к школе по уровню психического и интеллектуального развития.

Вопросы, на которые большинство затруднились ответить:

— как зовут малыша коровы;

— чего нет у рыбки: копыт или хвоста;

— может ли утка плавать;

— если подушка набита перьями, это какая подушка?

Когда у детей спрашивали, знают ли они, что означает слово "майнкрафт", все отвечали, что это игра. У каждого второго младшего школьника есть свой телефон или планшет

Все эти примеры показывают, насколько сильно сегодня дети вовлечены в мир гаджетов. Подтверждают жизненные истории и данные статистики.

В 2019 году по заказу «Лаборатории Касперского» в 20 странах мира (в том числе и Беларуси) были проведены исследования, посвященные цифровым привычкам в семье, опыту столкновения с киберугрозами и представлениям родителей о безопасности детей в сети.

Выяснилось, что наши дети и подростки являются активными пользователями сети. У 57% белорусских детей в возрасте 7-9 лет уже есть собственный смартфон или планшет. К 15-18 годам эта цифра вырастает до 97%. 23% детей в возрасте 7-18 лет проводят с гаджетом почти все свободное время. И 30% родителей признались, что никак не контролируют и не ограничивают продолжительность использования ребенком гаджетов.

-2

74% опрошенных родителей отметили, что их дети пользуются теми или иными социальными сетями. Почти 30% школьников знакомились в них с новыми людьми, в том числе — со взрослыми.

криншот из материалов презентации «Лаборатории Касперского» на пресс-конференции, состоявшейся в Минске 27 ноября 2019 года
криншот из материалов презентации «Лаборатории Касперского» на пресс-конференции, состоявшейся в Минске 27 ноября 2019 года

Почему наши дети так сильно увлечены гаджетами?

Мне кажется, ответ очевиден: для родителей это самый простой способ отвоевать себя немного свободного времени. Чтобы выпить кофе в тишине, сделать срочную работу или спокойно поговорить по телефону, достаточно просто дать ребенку гаджет.

Однако это удобство имеет обратную сторону. Увлеченность детей гаджетами опасна в первую очередь тем, что негативно влияет на развитие их мозга, и как следствие — на их способность к обучению и социальному взаимодействию.

К сожалению, эти утверждения не голословны. Остановлюсь на трех самых значимых, на мой взгляд, исследованиях, которые хорошо иллюстрируют влияние гаджетов на мозг детей и подростков.

В ноябре 2019 года в журнале JAMA Pediatrics были опубликованы промежуточные результаты исследования, которое показывает взаимосвязь между временем нахождения ребенка перед экраном смартфона и целостностью белого вещества мозга в зонах, отвечающих за языковые навыки и развитие грамотности у детей в дошкольном возрасте.

В исследовании принимали участие 47 здоровых детей в возрасте от 3 до 5 лет. Длился эксперимент с августа 2017 года по ноябрь 2018 года.

Дети прошли когнитивное тестирование с последующей диффузно-тензорной трактографией (оценивалась микроструктурная организация и миелинизация трактов белого вещества). Учитывались также записи родителей о времени, которое дети проводили перед экраном гаджетов, о легкости доступа к экранам, частоте использования гаджетов и просматриваемом контенте.

И что выяснилось:

Те дети, которые проводили больше времени за гаджетами, демонстрировали худшие показатели в когнитивных тестах. Их речь была менее развита, они хуже называли предметы и были менее грамотными. На уровне мозговых структур это проявилось в изменении в миелинизации трактов: целостность структур миелиновых оболочек в тех зонах мозга, которые отвечают за язык и другие лингвистические способности человека, была нарушена.

Фото из интернета
Фото из интернета

Иначе говоря, в мозге этих детей образование новых нейронных связей, отвечающих за способность решать сложные интеллектуальные задачи и говорить, происходило медленнее. Сложность уже существующей системы нейронных связи упрощалась, некоторые связи разрушались необратимо.

Эти результаты актуализируют необходимость дальнейших исследований о взаимосвязи между использованием гаджетов в детском возрасте и структурными изменения на уровне мозга. И они явственно говорят о том, что увлечение гаджетами в детском возрасте негативно влияет на сложность нейронных связей в мозге ребенка.

Когда мобильный телефон рядом, наши способности снижаются Интересно, что не только прямое использование гаджетов влияет на нашу способность решать сложные интеллектуальные задачи. Даже простое нахождение рядом мобильного телефона способно ослабить познавательные способности человека. К такому выводу пришла группа социальных и когнитивных психологов Адриана Ф. Уорда, Кристен Дьюк, Айелет Гнези и Мартена В. Бос. Результаты исследования были опубликованы в апреле 2017 года  в Journal of Association for Consumer Research.

В ходе работы исследовалась способность человека концентрироваться на выполнении сложного задания в зависимости от того, где находился его выключенный мобильный телефон: перед ним на столе, в кармане (сумке) или в другой комнате. Все участники выполняли одни и те же достаточно сложные тесты, требующие высокой концентрации внимания. А затем ответили на вопрос, повлияло ли местонахождение их мобильного телефона на итоги тестирования.

И что выяснилось:

Лучше всех тест выполнили те, кто оставил свои мобильные телефоны в коридоре, а худшие результаты были у тех, чей телефон всегда был перед глазами.

Объем рабочей памяти (количество информации, которое человек может удерживать в фокусе своего внимания) у тех, кто видел свои телефоны, была минимальной по сравнению с теми, кто оставил гаджеты в коридоре. При этом участники всех групп отмечали, что местонахождение телефона никак не влияло на выполнение задания.

Отсюда был сделан вывод о том, что даже если человек не пользуется мобильным телефоном, а просто видит его в зоне доступа, его познавательные возможности снижаются. У него складывается впечатление, что телефон может помочь получить информацию, а значит, самому думать не так уж обязательно.

pexels.com
pexels.com

Этот эксперимент проводился с участием людей, средний возраст которых был 21 год. Поэтому ученые пришли к выводу, что в долгосрочной перспективе использование мобильных телефонов для молодых людей могут быть очень негативными.

Находясь онлайн, мы теряем навыки общения.

Но это еще не все. Оказалось, что в процессе использования гаджетов наш мозг начинает адаптироваться к ним как источникам получения информации и теряет базовые социальные навыки, необходимые для жизни в обществе.

Погружение в online-коммуникацию, выстраивание социальных контактов в сети приводит к тому, что люди начинают хуже распознавать мимику людей, считывать эмоций, понимать жесты.

Так, исследование 6000 американцев в возрасте от 18 до 64 лет учеными Стэндфордского университета показало, что каждый час, проведенный в интернете, на полчаса сокращает время живого общения людей с родными и друзьями. Недостаток общения приводит к ослабеванию нейронных связей, отвечающих за социальное взаимодействие. В свою очередь это приводит к тому, что людям все труднее и труднее становится понимать друг друга.

Это исследование касалось подростков и взрослых, у которых система нейронных связей, ответственных за социальное взаимодействие, была сформирована. А что же будет с детьми, у которых она активно формируется в возрасте 10-16 лет? К сожалению, я не знаю, проводились ли такие исследования в отношении детей, но существующие данные позволяют строить далеко не самые оптимистические прогнозы.

Фото из интернета
Фото из интернета

Так что же делать? Помогут ли запреты?

Итак, у нас есть проблема: чем больше ребенок вовлечен в мир гаджетов, тем более негативными будут последствия для его мозга.

Не думаю, что у этой проблемы есть простое решение. Запрет на гаджеты — не лучший вариант для поколения, которое никогда не жило в мире без интернета.

Но вот что можно сделать уже сейчас для того, чтобы минимизировать негативные последствия:

1. Ограничить время контакта ребенка с гаджетом.

Существует много точек зрения о том, какое время наедине с гаджетом можно считать безопасным для ребенка. Американская ассоциация педиатров советует полностью исключить гаджеты для детей в возрасте до 2 лет, в возрасте 3-4 лет ограничить время контакта детей с гаджетами одним часом в день, разбив его на периоды 10-15 минут, в возрасте 5-10 лет — часом- полутора часами в день, а далее деликатно ограничивать медиа- и интернет-нагрузку.

2. Предложить ребенку альтернативные варианты проведения свободного времени.

Отлично подойдут занятия, работающие на развитие мозга, усложнение системы нейронных связей и развитие навыков социальной коммуникации:

— театральные занятия; — игра на музыкальных инструментах и прослушивание музыки в разных стилях (с очень желательным присутствием в плейлисте классики и джаза);

— кружки и факультативы по дисциплинам, интересным ребенку;

— рисование, лепка, поделки, любые виды творчества;

— спорт и танцы;

— изучение иностранных языков;

— чтение и изучение искусства и т.п.

pexels.com
pexels.com

3. Научить ребенка цифровой грамотности.

Рассказать ребенку о том:

— как устроены гаджеты, по каким принципам они работают, как ими пользоваться безопасно (расскажите про видеокамеры телефонов, к которым можно подключиться дистанционно, про системы геолокации, позволяющие определить местонахождение владельца гаджета);

— как мы получаем информацию, что такое интернет и как он связан с гаджетом (о том, что информация о каждом поисковом запросе и действии пользователя гаджета запоминается и сохраняется в глобальной сети);

— как люди взаимодействуют в сети, чем общение в реальной жизни отличается от общения в интернете (важно донести до ребенка мысль, что милая девочка 10 лет по ту сторону экрана может оказаться злобным дядечкой 40 лет);

— как пользоваться online ресурсами для обучения и работы (словарями, переводчиками, библиотеками, картами и т.п.);

— как формировать текстовый, голосовой поисковый запрос, запрос по картинке и видео; — как работать с большими объемами информации, их систематизировать и проверять на достоверность;

— как работать в Word, Excel, Powerpoint и с другими программами, нужными в процессе обучения и работы;

— как создавать безопасный видео- и фотоконтент, объяснить, какие записи и фотографии ни при каких обстоятельствах нельзя выкладывать в сеть;

— как пользоваться электронной почтой, мессенджерами, социальными сетями безопасно;

— как защитить свои личные данные в сети.

Материал был написан для портала Ребёнок BY: https://rebenok.by/articles/stature/psycho/27506-kazhdy-pyaty-shkolnik-provodit-s-gadzhetami-vse-svobodnoe-vremya-stoit-li-roditelyam-bespokoitsya.html