Здравствуйте, друзья, с вами снова Алексей Коновалов.
Сегодня мы вновь говорим о древних славянах. Много споров происходит по поводу повседневной жизни наших предков, много попыток приукрасить их быт, сочинить пасторальную картинку их существования. Хотелось бы сказать таким сочинителям: ребята, успокойтесь, наши пращуры вовсе не нуждаются в вашей защите. Они жили, руководствуясь реалиями и законами своего времени, мерять их жизнь современными лекалами совершенно бессмыслено.
Жители древней Руси верили в загробное существование человеческой души. Доказательством этому служать погребальные обряды. Вятичи, радимичи и северяне клали над покойником тризну "и по сем творяху кладу велику", на котрую клали покойника и сжигали, потом собирали кости в небольшой сосуд и ставили его "на столпе" возле дорог. Это делают вятичи и ныне, прибавляет далее летописец, из чего можно заключить, что этот обычай был в силе в Xl — Xll веках. Таковы же были и обычаи кривичей и других язычников (Лаврентьевская летопись). Клада, крада — это погребальный костёр. Выражение "на столпе" может означать "на холме", а точнее, "в холме"(Котляревский А А. О погребальных обычаях языческих славян.Москва. 1868 год). Аскольда и Дира, убитых в 882 году князем Олегом на Днепре, похоронили на горе. Древляне похоронили убитого ими Игоря в Коростене (Лаврентьевсая летопись). По мнению Александра Котляревского, месть Ольги древлянам имела значение погребальных почестей и умиротворяющей жертвы умершему насильственной смертью Игорю. Здесь видны признаки двух обрядов: погребения и сожжения (Котляревский А А. О погребальных обычаях языческих славян). Но сама Ольга, приняв христианство, завещала "не творити трызны над собою"(Лаврентьевская летопись). Летописное свидетельство пополняется свидетельством Пролога (славянский учительско-церковный сборник) XV века под 11 июля: Ольга заповедала Святославу её "землёю равно погрестить, а могылы не сути, ни трызны творити, ни бдына деяти"(Котляревский А А. О погребальных обычаях языческих славян). Бдын — надстройка над могилой, маленький срубец, в каком скрывался князь Даниил от Кучковичей. Козьма Пражский упоминал о хижинах на распутьях для упокоения душ усопших. Ахмад ибн Фодлан также говорил о каком-то сооружении на могиле сожжённого руса. В некоторых местах России такая постройка называется голубец и делается срубом с крышей, в виде будки или домика(Котляревский А А. О погребальных обычаях языческих славян).
Александр Котляревский писал, что такой обычай, как не согласный с христианскими порядками, в настоящее время прекращён (а писал он, как мы помним, в1868 году, соружение же на снимке современное, так что не совсем этот обычай прекратился, во многих местах он ещё существует). Памятники в виде часовен, вероятно, представляют из себя видоизменённый бдын. Таких будок и избушек ещё немало на кладбищах.
В житии князя Константина Муромского, жившего в Xll столетии, говорится, что народ дивился, как Константин не по народному обычаю хоронил своего сына Михаила. Автор "Жития" описывает следующие черты языческого погребения отличающиеся от христианских обычаев: рядом с покойником полагались "ременныя плетения древолазныя", то есть веревочная лестница, или длинный ремень, возможно, из-за верования, что душе придётся взбираться на высокую гору. На могиле убивали коня, над остатками погребённого насыпали холм, совершалась тризна, состоявшая из воинских игр и упражнений, кулачного боя и тому подобного. При этом была и попойка. Печаль сопровождалась плачем, царапаньем и резаньем лиц, о чём свидетельствует арабский писатель Абу Али ибн Даста. На могиле ставили постройку — бдын. Преосвященный Макарий (Невский) полагал, что под князем Константином следует разуметь Ярослава Святославича, умершего в 1129 году (История русской церкви. Том 2. Издание 3. 1889 год).
Друзья, позвольте ненадолго прерваться. На сегодня всё, но продолжение обязательно последует. До скорой встречи. Жду ваших комментариев, лайков и подписок.
Это первая часть цикла. С другими публикациями можно ознакомиться, перейдя по ссылке: