Я лично о таком никогда раньше не слыхал. Но вот же фотография, сделанная во время войны на U-523. Единственное, что настораживает - на этом одноместном вертолётике не видно двигателя. А всё потому, что это не тот вертолёт, к каким мы привыкли. На самом деле это автожир, теперь почти забытый летательный аппарат. Подъёмная сила создавалась так же, за счёт вращения несущего винта, но вращаться его заставлял набегающий поток воздуха.
Тут было два варианта. Или этот поток обеспечивало горизонтальное перемещение автожира благодаря тянущему или толкающему винту, вот для него двигатель требовался. Или же использовался ветер, а также движение носителя, к которому автожир крепился при помощи троса. Правда, в любом варианте, несущий винт должен был предварительно раскручен с помощью постороннего привода.
Много ли увидишь с мостика подводной лодки? Вот если бы была возможность поднять наблюдателя метров на сто, тогда бы радиус обзора с биноклем составил порядка 35 километров, а при вдвое большей высоте уже порядка 50-ти. Связь с пилотом можно было обеспечить простым проводным телефоном.
Мог ли германский флот пройти мимо такого искушения? В начале 1942 года фирма Focke-Achgelis принялась за проектирование заказанного для Кригсмарине аппарата, который получил романтическое название Bachstelze – «Трясогузка».
К делу подошли с немецкой основательностью, при создании "Трясогузки" использовалась аэродинамическая труба:
Вес пустого аппарата составлял порядка 75 килограммов. Хранился он в разобранном состоянии в специальных контейнерах в надстройке. Для сборки или разборки троим морякам было достаточно от 5 до 10 минут.
Предварительная раскрутка несущего винта производилась с помощью бечёвки, намотанной на специальный шкив ротора. На снимке из музея виден этот шкив с парой витков бечевы:
Усилия нескольких человек было достаточно, чтобы создалась начальная подъёмная сила. Позже стал использоваться электростартёр с питанием от лодочной сети. В это время лодка ложилась на курс навстречу ветру и увеличивала ход. Автожир, связанный с кораблём прочным линем, начинал подъём, высота которого регулировалась длиной вытравленного линя.
При спуске линь выбирался, а пилот притормаживал несущий винт специальным тормозом. "Трясогузка" могла опускаться вертикально, без всякого пробега. Наблюдатель снабжался парашютом, но ни разу его испльзовать не пришлось. Надо сказать, что подводники относились к новинке без особого воодушевления, всё же её использование ограничивало манёвр и удлиняло время срочного погружения.
Известно, что на лодки поступило порядка 60 таких аппаратов. Об их боевом применении сообщалось немного, однако упоминается, что 5 августа 1943 года в Южной Атлантике пилот "Трясогузки" лодки U-177 с высоты 100 метров обнаружил транспортное судно.
Через несколько часов лодка догнала его и вышла на позицию для атаки. Греческий пароход "Эфталия Мари" (4195 брт) с грузом угля отправился на дно. Но эра радаров стремительно наступала. Малейшая задержка с погружением лодки приводила к её гибели. "Трясогузки" навсегда перестали покидать свои подводные гнёзда.
Ещё на сходную тему: Как использовался принцип воздушного змея в морском деле
..........................................................................................................................................