Найти в Дзене

Детский фильм ужасов? Стоит ли идти на нового "Пиноккио" и почему

Кадр из фильма "Пиноккио" 2020  режиссера Маттео Гарроне
Кадр из фильма "Пиноккио" 2020 режиссера Маттео Гарроне

На этих выходных удалось попасть на предпоказ нового итальянского семейного фильма "Пиноккио". В том, что он новый и в том, что итальянский – сомнений нет, но насчет его семейности у меня большие вопросы. Если вы уже посмотрели фильм, напишите в комментариях свое впечатление, а если нет, то прежде чем идти самим или вести на фильм детей, дочитайте статью до конца.

В мире он вышел 19 декабря прошлого года и на Кинопоиске рейтинг кинокритиков составил 6.5. В России фильм выходит в прокат только в этот четверг, 12 марта 2020, и мне уже не терпится увидеть первые отзывы зрителей и сравнить их со своим впечатлением.

Возрастное ограничение на просмотр 6+. Если честно, то я поставила бы как минимум 12+ и оговорилась, что не рекомендуется даже впечатлительным взрослым :)

Но сначала о приятном: предпоказ был в одном из пятнадцати кинозалов "Мираж Синема" в новом торговом центре "Европолис": залы удобные, а перед входом в них - целый супермаркет с вкусностями, попкорном и разными напитками и мерчендайзом. ТРК только достроили и заканчивают ремонт, там приятно находиться, хотя в выходной, конечно, было очень много людей.

Но вернемся к неоднозначному фильму. Да, это экранизация сказки Карло Коллоди 1881 года под названием "Приключения Пиноккио". И да, в фильме я не заметила ничего "неканоничного", чем часто грешат современные фильмы, снятые по книгам: не добавлены никакие лишние персонажи, диалоги чуть ли не дословно такие же, как в печатной версии произведения.

Только плюс ли это? Мы привыкли возмущаться в стиле "А книга была лучше!", но ведь книга, фильм и, например, спектакль – совершенно разные жанры и каждому свойственны разные особенности.

Фильм "Пиноккио" показался мне больше похож на театральное представление, а не на кинокартину: костюмы выглядят не как часть героя или эпохи, а именно как искуственно созданные образы, чего стоит одна нарочито дырявая куртка Джузеппе. А куклы из кукольного театра с деревянными в прямом смысле лицами скорее наводят ужас, чем вызывают сочувствие своим положением в обществе.

Для сравнения: картинка на афише с рекламой фильма
Для сравнения: картинка на афише с рекламой фильма

И аналогичныц кадр из фильма "Пиноккио"
И аналогичныц кадр из фильма "Пиноккио"

Диалоги в фильме очень простые, но это скорее звучит примитивно и даже глупо, чем легко, они режут слух своей "плоскостью".

Атмосфера фильма будто создана, чтобы нагнетать тревогу: и если мы с мужем, 27-летние взрослые люди, смогли это осознать, то ребенку, скорее всего, просто будет страшно.

Цветовая гамма грязно-коричневая, небо серое, костюмы бежево-грязные, такого же цвета и кожа людей после добавления визуального эффекта цветокоррекции на постпродакшене. Это мне непонятно также потому, что сам автор сказки нарисовал вполне адекватные и красочные иллюстрации:

Иллюстрация Карло Коллоди к книге "Приключения Пиноккио"
Иллюстрация Карло Коллоди к книге "Приключения Пиноккио"

Герои, причем и положительные по задумке, и отрицательные, вызывают отвращение, а не сопереживание. Они жалки, корыстны, неаккуратны, неопрятны и глупы.

При этом явно видна хорошая работа режиссера, разные планы, интересные локации, аутентичные улицы. Изображение очень качественное, и если обычно для кинематографа это плюс, то в этом фильме только нагнетает: все недостатки героев, и физические, типа кривого носа или огромной бороды у хозяина кукольного театра Манджафуоко, гиперболизируются и становятся более заметными.

Кадр из фильма "Пиноккио" режиссера Маттео Гарроне, Манджафуоко и Пиннокио разговаривают
Кадр из фильма "Пиноккио" режиссера Маттео Гарроне, Манджафуоко и Пиннокио разговаривают

Впечатление от фильма у меня такое же, как от романа Кнута Гамсуна "Голод". Да, возможно, за всем тем, что мне отвратительно, стоит невероятная и гениальная идея, но разглядеть ее я не в силах: я ухожу раньше, чем начинаются титры...

Тунец в фильме "Пиноккио" режиссера Маттео Гарроне
Тунец в фильме "Пиноккио" режиссера Маттео Гарроне

Выводы делайте сами! А если напишете их в комментариях, сможем пообщаться и вместе прийти к чему-то.