Найти тему
Владимир Кононов

Санкт-Петербург. Памятник «Врагам Бирона».

Утро 27 июня 1740 года выдалось ясным и солнечным – день преподобного Сампсона. Годовщина Полтавской битвы. Народ на площади Сытого рынка бурлил. Ждали большой публичной казни. Должны были казнить трёх человек. Не просто казнить – четвертовать! Давно такого не было. Да и преступниками выступали не разбойники и душегубцы, а элита, принадлежавшая к высшему петербургскому обществу, государственные деятели XVIII века: кабинет-министр А. П. Волынский, архитектор П. М. Еропкин и советник Адмиралтейской конторы А. Ф. Хрущов.

Заговорщики, принадлежавшие к высшему петербургскому обществу, выступали против засилья иностранцев при царском дворе («бироновщины»), добивались усиления политической роли русского дворянства, составляли проекты государственного переустройства (в том числе ограничения самодержавия посредством дворянского представительства).

-2

Из воспоминаний председательствующего в комиссии по расследованию заговора, генерала Григория Чернышова:

«Назначен был верховный суд из сенаторов и пятнадцати особ, по указанию императрицы. Ушаков и Неплюев, производившие следствие над подсудимыми, были в числе судей, хотя это было противно основным, везде господствующим правилам юриспруденции.
Этот суд приговорил Волынского к смертной казни через посажение на кол. Прикосновенные к его делу друзья, которым он читал свой проект, поданный потом государыне, и слышал от них одобрения, приговорены: президент коммерц-коллегии Мусин-Пушкин к лишению языка и ссылке в Соловки, архитектор Еропкин и Хрущов - к отрублению головы, Соймонов, секретарь кабинета Эйхлер и де ля Зуда - к наказанию кнутом и к ссылке в каторжную работу. Когда пришлось подписывать смертный приговор, у Анны Ивановны проснулось чувство жалости к человеку, которого так недавно она любила и уважала, но Бирон опять заявил, что если Волынский останется жив, то его, Бирона, не будет в России. Анна Ивановна снова поддалась любви и привычке к Бирону, - она подписала приговор. 27-го июня совершился жестокий приговор. Эшафот для казни был устроен под распоряжением Ушакова и Неплюева на Сытном рынке близ крепости. Прежде всего в тюрьмах отрезали языки Волынскому и Мусин-Пушкину. Последний, будучи другом Волынского, призванный на суд, начал порицать слабость императрицы и ее пристрастие к немцам, а когда от него требовали указания таких черт в поступках Волынского, которые послужили бы к его обвинению, Мусин-Пушкин сказал: "Я вам не доносчик!" По совершении этих операций, Ушаков и Неплюев повели Волынского на казнь. Кровь лилась ручьем из отрезанного языка. Ему устроили повязку - род намордника, чтобы остановить течение крови; но, не находя исхода через рот, кровь хлынула в горло. Волынский стал лишаться чувств, так что двое служителей втащили его под руки на эшафот. При виде ужасных орудий казни, ожидавшей его, он задрожал; но тут прочитан был указ, в котором было сказано, что государыня смягчает ему казнь, заменяя посажение на кол отрублением головы. Это приободрило несчастного в последние минуты».
-3

Из записок о России, Христофора Манштейна:

«Волынский был умен, но и чрезмерно честолюбив; гордый, тщеславный, неосторожный, он был склонен к интриге и всю жизнь свою слыл за неугомонного человека. Несмотря на эти недостатки, которых он даже не умел скрывать, он достиг высших должностей в государстве. Он начал с военной службы, на которой дослужился до генерал-майора. Отказавшись от военных занятий, он занялся гражданскими делами. Еще при Петре I его посылали в Персию в качестве министра. Он был вторым уполномоченным на Немировском конгрессе, а спустя два года по смерти графа Ягужинского, умершего к концу 1736 г., Волынский получил его должность кабинет-министра. Но здесь он не мог долго удержаться, не рассорившись с графом Остерманом, который в своих сослуживцах терпеть не мог ума. Навлекши на себя еще гнев герцога Курляндского, он не мог кончить иначе как несчастливо».

-4

Казнь Волынского по обвинению в политическом заговоре плохо объяснима. Политический террор обрушивался в аннинское царствование на клан Долгоруких и Д.М. Голицына, действительно желавших захватить власть в 1730 году, и Волынский оставался к началу своего процесса одним из доверенных лиц императрицы. (Императрица неохотно дала согласие на его осуждение). Проигрыш в придворной интриге Остерману и Бирону не должен был обязательно вести на эшафот: в распоряжении Анны были другие меры наказания (от перевода по службе до ссылки), и даже Д.М. Голицыну в 1737 году она заменила смертный приговор тюрьмой. Казнь Волынского вытекала не столько из его провинностей или исходившей от него опасности, сколько из символических сценариев суверенитета и террора, запущенных Бироном. Элементом такого сценария и был заговор, вымышленный обвинителями Волынского.

Но вернёмся, собственно, к самому памятнику. Тот вариант, который мы видим сегодня находится у ограды Сампсониевского собора на Выборгской стороне. Он был выполнен по проекту М. А. Щурупова. И был установлен в 1885 году. Немного истории.

-5

К началу 1880-х годов памятник изрядно обветшал. Как раз в тот период, под влиянием выступлений Бисмарка против России, в обществе усилились анти-германские настроения, и мученически погибший Волынский как противник немецкого засилья стал восприниматься как истинный патриот и национальный герой. По инициативе и под руководством редактора журнала «Русская старина» тайного советника М. И. Семеновского в 1885 году был объявлен сбор средств и сооружен новый памятник на могиле А. П. Волынского, П. М. Еропкина и А. Ф. Хрущева по проекту архитектора М. А. Щурупова. Скульптурные работы взял на себя А. М. Опекушин, автор известного памятника А.С. Пушкину в Москве.

Архитектор М.А. Щурупов, скульптор А. М. Опекушин и художник Ф. Г. Солнцев выполнили свою работу безвозмездно.

Облик памятника на месте предполагаемого захоронения казненных «по делу Волынского» отличается простыми и благородными формами. Окруженный ажурной оградой на гранитном постаменте надгробный монолит из темной бронзы выполнен в виде усеченной пирамиды, напоминающей античную стелу. В нижней части монумента находятся три саркофага. Колонка, составлявшая главную часть старого монумента, положена внутрь бронзового монумента, а старая плита с надписью помещена под каменный свод постамента.

-6

Лицевая (восточная) сторона памятника посвящена Артемию Петровичу Волынскому. В полукруглом навершии стелы — изображение родового герба Волынского, а на основном углубленном поле стелы — золоченый барельеф «Гений Истории». Правой рукой крылатая символическая женская фигура («богиня истории», муза Клио) указывает на уползающую змею (аллегорию зла), а в левой держит лавровый венок и развернутый свиток, на котором начертаны слова императрицы Екатерины II (1765): «Волынский был добрый и усердный патриот и ревнителен к полезным поправлениям своего Отечества»; ниже — стихотворные строки из думы поэта и декабриста К. Ф. Рылеева «Волынский» (1822):

И пусть падет! Но будет жив
В сердцах и памяти народной
И он, и пламенный порыв...

Сыны отечества! в слезах,
Ко храму древнего Сампсона!
Там за оградой, при вратах
Почиет прах врага Бирона.

-7

Здесь же — горящий светильник (аллегория правды), обвитый ветвью оливы в знак примирения с прошлым. Другие грани стелы посвящены соратникам, Андрею Фёдоровичу Хрущову и Петру Михайловичу Еропкину.