В отличии от литературы, в художественном мире соавторство встречается не так уж и часто. Многие даже затруднятся привести примеры. Тем более будет интересно рассмотреть три таких случая, когда сотворчество возникало между, казалось бы, такими непохожими и знаменитыми художниками.
Итак, третья картина и её соавторы.
«Прощание Пушкина с морем», Айвазовский и Репин.
Еще один пример творческого союза двух художников – непревзойденного мариниста Айвазовского и признанного портретиста Репина.
Иван Константинович Айвазовский (Ованес Гайвазян) (1817-1900)
Родился в Феодосии в купеческой семье. С детства проявил художественные и музыкальные способности – самостоятельно научился играть на скрипке. Учился в симферопольской гимназии. По окончанию в 1833 году которой был принят за казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Брал уроки у французского мариниста Филиппа Таннера, затем у баталиста Александра Зауервейда. Ввиду особых успехов его выпускают из Академии на два года раньше и посылают на два года в Крым, а потом и за границу на шесть лет.
Кроме своих знаменитых морских картин писал и портреты – бабушки, родителей, жены и брата Габриэла, градоначальника Феодосии Казначеева, генерала Лорис-Меликова и флотоводца Лазарева. Впрочем, портретная живопись Айвазовского ныне интересна только в плане истории его творчества.
Сюжету пребывания Пушкина в Крыму Айвазовский посвятил около 20 картин и рисунков. «Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал», «Пушкин на вершине Ай-Петри», «Пушкин у скал Аю-Дага», «Пушкин среди скал. Закат»… Самая знаковая работа «Прощание А. С. Пушкина с морем» была создана в 1877 году совместной с Ильей Репиным.
Айвазовский в сентябре 1836 года на выставке в Академии знакомится с Пушкиным и его женой.
«…представил меня Пушкину, как получившего тогда золотую медаль (я оканчивал Академию). Пушкин очень ласково меня встретил, спросил, где мои картины. Я указал их Пушкину; как теперь помню, их было две: «Облака с ораниенбаумского берега моря» и другая — «Группа чухонцев на берегу Финского залива». Узнав, что я крымский уроженец, великий поэт спросил меня, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли на севере. Тогда я хорошо его рассмотрел и даже помню, в чём была прелестная Наталья Николаевна… С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед, и расспросов о нём…».
А вот как вспоминал Антон Чехов о посещении имения Айвазовского Шах-Мамай рядом с Феодосией.
«…Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет собой помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подаёт их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?»
Но как бы там ни было, Айвазовский много писал Пушкина. Правда в некоторых его работах Александр Сергеевич уж больно похож на самого художника…
Илья Ефимович Репин (1844-1930)
Родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Начинал учится в школе топографов, затем в иконописной мастерской. В 1863 году уехал учиться в Академию художеств. Дружил с Василием Поленовым, Марком Антокольским, художественным критиком Владимиром Стасовым. Своим непосредственным наставником он считал Ивана Крамского. Художественное наследие Репина столь велико и разнообразно, что для него надо делать отдельно несколько постов.
Что же касается картины «Прощание А. С. Пушкина с морем», то инициатива написать её в четыре руки принадлежала Айвазовскому.
А.С. Пушкин. «К морю»
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.
Эти стихи и нашли отражение в созданной картине. Айвазовский изобразил, как сошлись волна и камень, свою любимую морскую стихию, а Репин — самого великого поэта.
Любопытно, что о своем участии в создании картины Репин отзывался так:
«Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку».
Картину живописцы пожертвовали Обществу нуждающихся актеров.
Впоследствии, через 10 лет, Айвазовский пишет уже сам новую картину «Пушкин на берегу Черного моря». Вот только… Пушкин ли там изображен или сам художник?
Что же касается Ильи Репина, то его пушкиниана продолжалась картиной «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», 1911 г.
А затем была долгая на 20 лет мучительная работа над портретом Пушкина.
Корней Чуковский так писал:
«…Едва только познакомившись с ним, я увидел у него на мольберте картину «Пушкин над Невою в 1835 году», над которой он работал уже несколько лет. И когда я был у него незадолго до его смерти, уже в советское время, все та же картина стояла на том же мольберте. Двадцать лет он мучился над ней, написал по крайней мере сотню Пушкиных — то с одним поворотом головы, то с другим, то над вечерней рекой, то над утренней, то в одном сюртуке, то в другом, то с элегической, то с патетической улыбкой, — чувствовалось, что впереди у него еще многие годы работы над этой «незадавшейся» картиной».
Как художники дуэтами рисуют. Дуэт Левитана и Чехова
Как художники дуэтами рисуют. Дуэт Шишкин и Савицкий