Автор знаменитых детективов написал роман, в котором конец понятен с самого начала, с заглавия. Как так?
Да просто ему было тогда 17 лет.
Вам не стоит это читать, если вы верите в Санту и в то, что возрастные ограничения на книге помогут узнать о её содержимом. Это повесть об отношениях школьника и монахини, и если вам сходу видится здесь что-то гнусное, вам не сюда.
Мальчишески угрюмый слог и потрясающе пронзительные, обнажённые чувства: "бог мёртв, и кроме нас нет никого". Языком школьного сочинения сплетена хрупкая ткань мыслей, иногда запинающихся, иногда мечущихся по кругу, но всегда искренних, честных, - слова называют эмоции, обозначают их через действия, а не маскируют их украшалками и образами.
Зачем украшать, если это и так про любовь, и автор оставляет читателю тщетные попытки разобраться в её сортах - материнской, подростковой, порочной, святой, какая разница. Разве важны сорта и мнения здесь, в пустоте между богом и смертью, войной и миром? Война вроде как скоро закончится, но ещё бомбят; вроде бы католическая школа, но учителя бессильны перед травлей, и вера в высшее добро даётся с трудом .
Прекрасное приходит не от Бога - а само по себе, из ниоткуда возникает между двумя совершенно наивными, не знавшими мира людьми, и боль начинается только тогда, когда этого касается внешний мир; в одночасье появляются злость, страх, стыд.
Здесь действительно не будет счастливого конца. Но это всё - начало. Весь роман - начало, несмотря на многозначность заглавия Les Mal Partis.
Бесспорно прекрасный образец французского нового романа - не выморочно интеллектуального, а искреннего и тонкого, мрачного, но не беспросветного.
Об авторе:
Жан-Батист Росси родился в Марселе в 1931 году. Учился в Сорбонне на факультете философии. Первый роман, написанный в 17 лет, разошелся огромным тиражом в Америке и Франции, получил впоследствии премию "Юнанимитэ". Второй роман опубликовал в том же 1950 году, потом работал копирайтером и рекламщиком, сценаристом, переводил Сэлинджера, а через 10 лет после литературного дебюта начал писать детективы под псевдонимом "Себастьян Жапризо". Именно криминальный жанр принес ему всемирную известность, экранизации и премии. Мастер психологического детектива, он вскрывает и переосмысливает законы жанра, не в последнюю очередь благодаря влиянию "нового романа" на свое раннее творчество. Писатель скончался в марте 2003 года.