Моё знакомство со вселенной Mass Effect началось благодаря брату - я как-то увидела, что он играл в какую-то игру с в принципе неплохой графикой. Спросила, что это, получила ответ - скачала. Но начала немного не так, как нужно - со второй части. Поиграла почти до половины, потом брат и подсказал, что нужно проходить с самого начала, чтобы понять весь сюжет. Ну, раз посоветовал, так за чем же дело стало?
Дисклеймер: далее возможны спойлеры!
Mass Effect - игра про бравого солдата, который спасает мир (ну, в нашем случае целую галактику). Что мне изначально понравилось с первых шагов в игре - возможность настроить такого персонажа, который тебе подходит. Начиная от внешности, заканчивая боевыми характеристиками. Я не буду углубляться в игровую механику, не буду касаться персонажа и его напарников, да и других НПС из игры - потому что это сотни раз делали до меня. Просто расскажу своё мнение о Mass Effect как об игровой вселенной.
Всего в линейку Mass Effect входит четыре игры - Mass Effect, Mass Effect 2, Mass Effect 3, Mass Effect: Andromeda. Тут немного отступлюсь и уточню - последняя игра не про того же персонажа, которым мы играли в первые три. Если изначально мы играли за солдата, то в "Андромеде" под нашим управлением находится Первопроходец. Должность это такая, новые миры искать для колонизации.
Что покоряет сразу же, когда ты садишься играть в эти игры? Наличие открытого мира. И это не просто слова - перед вами предстаёт карта звёздных систем, которые вы можете исследовать. На каких-то планетах просто находятся ресурсы, на каких-то нужно проходить небольшие побочные миссии.
Что касаемо напарников... самое большое их количество представлено во второй части. Следует отметить и то, что во всех частях есть некая вариативность выбора напарников - то есть, между тем-то и тем-то. Если с учётом различных DLC, то список напарников так-то немаленький получается. И некоторые из партнёров по галактическим шалостям проходят через все игры вместе с персонажем.
Помимо открытого мира и довольно интересного подбора напарников, как я уже говорила, можно создать внешность персонажа с нуля. Это для тех, кто в Sims не наигрался (шутка). Гендеров всего два - мужчина и женщина. Я всегда играю за женщину, просто меняю ей внешность. Мы можем, помимо лица, сформировать ей небольшое досье - характер, какие-то факты из прошлого (из армейской службы). В общем, хоть немного настроить персонажа под себя. Редактор внешности довольно хороший, меняется в зависимости от графики. Лично я не добавляла никаких модов, пользовалась тем, что есть в игре изначально. Кто хочет - может добавлять моды, играть с ними.
Что касается сюжета... сюжет интересный. Существует некая особенная раса Жнецов, которые промышляют переделыванием развитых рас в некого рода таких же Жнецов. Капитан Шепард (фамилия и звание неизменимые) борется против них. В первой части против конкретного Жнеца по имени "Властелин", во второй части - против Жнецовских помощников Коллекционеров, в третьей - против всей армады Жнецов конкретно. Жнецы Шепарда не боятся, но уважают и стараются его изничтожить всеми способами. В конце третьей игры у нас есть три пути спасения галактики от Жнецов (три концовки) - объединить синтетиков (чистых типа роботов и людей с улучшениями) с органиками (обычными существами без улучшений), во втором случае Шепард становится некого рода Катализатором, который управляет Жнецами, и, собственно, уничтожение Жнецов вместе с синтетиками и развитыми технологиями. Лично я выбираю всегда плохую концовку, с уничтожением. Просто потому, что это логично - уничтожение Жнецов красной нитью проходит через всю сюжетную линию трилогии. Первые два варианта как-то не особо доработаны.
Существует в игре возможность выбора боевых характеристик персонажа - я выбирала категорию "Солдат", без биотики, с использованием оружия. Всё равно в команду можно брать сильного биотика, а хорошая штурмовая винтовка никогда лишней не будет. Или снайперская. Но можно выбрать абсолютно любую специализацию, и тогда стиль прохождения изменится. Будучи солдатом, я всегда пёрла напролом, расстреливая врагов, а кто-то выберет биотика или техника - следовательно, укрытия будут нашим всем.
Не все напарники мне нравились - кого-то я безжалостно отправляла на заведомо самоубийственное задание, чтобы избавиться (такая участь постигла Кайдена). Кто-то перманентно сидел в своих каютах и мною на миссии во всех трёх играх не выбирался (в первой части Лиару брала только на Новерию, и всё). А кто-то был трепетно мною любим.
Теперь о романтической линии. Вживание в роль персонажа не может произойти без любовной линии - и Bioware не стали идти против течения, во всех трёх частях сформировав любовные варианты. Причём на любой вкус! Эшли, Кайден для любителей гетеро, Лиара могла встречаться как с мужчиной Шепардом, так и с женщиной. Во второй части появилась возможность завести роман с Гаррусом - уж очень он полюбился девушкам-игрокам. Да и вариантов завести роман оказалось больше - Миранда, Тали и Джек для Шепарда мужского пола, Тейн, Джейкоб и Гаррус для женщины, Лиара, Келли Чамберс (секретарь) и Моринт для обоих полов. В третьей части, по моему мнению, намудрили с толерантностью, потому что в интерес Шепарда-мужчины включили: Эшли, Тали, Миранду, Джек и пилота шаттла Стивена. Женщина-Шепард может крутить роман с Гаррусом или со своей новой секретаршей Самантой. Для обоих полов есть возможность завести роман с Лиарой, Кайденом и репортёршей Дианой Аллерс. Почему я сказала про толерантность? Потому что изначально гетеро Кайден Аленко (если он остаётся в живых в первой части) вдруг стал доступен и для мужчины (сменил ориентацию, что ли?). Плюсом Стивен... Хорошо, что всегда женщиной играю, его персонаж никогда не обращает внимания на меня, как на партнёра.
Также могу отметить и тот факт, что персонажа можно (и нужно) развивать от первой части до третьей. Решения, им принимаемые, могут и будут учитываться при прохождении. Создаётся иллюзия, что ты как бы проживаешь чужую жизнь вместе с Шепардом. Ты в некотором роде его "воспитываешь". И это круто.
В общем, первые две части находятся на достаточно высоком уровне в моём личном рейтинге игр. Третья... ну, если бы не некоторые дыры в сюжете, особенно в финале, он был бы с первой и второй частями на одной позиции.
И тут мы плавно переходим к четвёртой части... То есть, к Mass Effect: Andromeda.
Технически говоря, это как бы продолжение, и не продолжение первых трёх частей. Здесь нет Жнецов, зато есть кетты - раса, которая по уровню чсв и гадливости пытается хотя бы походить на своих коллег по вселенной в лице Жнецов.
Главный герой - снова есть возможность выбора и пола, и внешности персонажа, - уже не солдат, а Первопроходец. Его миссия - посещать миры, исследовать их, улучшать через некое устройство и основывать колоннии четырёх рас (люди, азари, турианцы и кроганы). Угадайте, от кого представители этих рас на нескольких кораблях рванули? Правильно - от Жнецов. Потому что не все верили в победу Шепарда (а мы знаем, что так или иначе, но бравый кэп победил). И решили сохранить хоть что-то из своих рас. Отправились в другую галактику и решили осваиваться там. Не буду далее углубляться в сюжет - этой игре также посвящены статьи. Но выражу своё мнение.
Итак, в "Андромеду" я стала играть спустя какое-то время и пару-тройку прохождений трилогии. Как раз игра была оптимизирована для ПК, появилась возможность её скачать. Да, перед непосредственно игрой я читала отзывы уже игравших - и про багованную графику, и про довольно туповатенький сюжет, и про чрезмерную толерантность. Ну, думаю, не попробуешь сама, не поймёшь. Потому скачала и начала играть.
Мне повезло - внешность персонажа своего (снова женщина) я настроила без проблем, она не баговала. Поднастроила боевые характеристики - снова никакой биотики, только штурмовая винтовка, только хардкор. И в путь!
Тут же делаю вывод - редактор внешности в "Андромеде" серьёзно уступает редактору первых трёх частей и даже редактору внешности четвёртого Fallout - как бы не плевались в эту часть постапокалиптической серии игр. Создать мало-мальски красивого персонажа в "Андромеде" сложно - но возможно. Давайте дружно скажем спасибо создателям модов, которые натурально спасают нам наши глазки. Но если своего перса вы ещё можете создать красивым, то вот напарников своих и НПС... уже не очень. Давайте я приведу пример на нескольких азари из трилогии и четвёртой части.
Видите разницу во внешности двух девушек, которых мы можем выбирать в напарники? Лиара из трилогии и Пиби из четвёртой части. Нам, игрокам, вбили в голову то, что азари - это раса прекрасных существ с синей кожей и щупальцами на голове. Азари из трилогии - даже простые прохожие в местах скопления народа, - красивы, утончённы и мудры. Не в обиду азари из "Андромеды"... но они какие-то не такие. Они карикатурные.
В доказательство - ещё один пример.
Самара - напарник из второй части, встречается как НПС в третьей. И Кери - один из романтичных интересов Первопроходца обоих полов. Снова видите разницу?
Так в чём проблема во внешности игр вроде бы одной вселенной, но, кстати, сделанной разными людьми? В том, что создатели "Андромеды" пошли на поводу у представителей различных меньшинств - и сексуальных, и у феминисток. Им сказали "хватит сексуализировать женских персонажей в играх?" Пожалуйста! Вы получили азари, которые, по сравнению со своими коллегами с прошлых игр выглядят как колхоз. Слушайте, ну когда я игру покупаю, мне хочется всё же получать мало-мальски эстетическое удовольствие от визуальной составляющей игры, а не фейспалмить каждые пять минут от созерация Пиби или Кери с их карикатурными личиками!
Вы понимаете? Создатели трилогии к графике и визуализации подошли ответственно - создав непохожих друг на друга персонажей. Но живых, красивых (а иногда и не очень) и родных. Создатели "Андромеды" буквально схалтурили. Я за почти 2 000 рублей должна получить сырой материал с багами? Нет уж, спасибо. Один раз сыграла - и хватит с вас.
Что касается сюжета четвёртой игры. Ну... в общем, там тоже всё плохо. Да, задумка интересная. Кетты - это не Жнецы, но пытаются по своей вредности на них походить. Только потуги жидковаты, ничего не вышло. Сюжетных поворотов - таких, чтобы слезу вышибали, как в случае со смертью Тейна в третьей части, - не особо, персонажам не сопереживала, в общем, игра на один раз. Перепроходить желания не имею.
Подытожим по 10-балльной шкале:
- Mass Effect - 8,5/10;
- Mass Effect 2 - 9/10;
- Mass Effect 3 - 7,5/10 (чисто за сюжетные дыры и нелогичности);
- Mass Effect: Andromeda - 5/10.