Всем привет!
Все мы знаем, что ни одно мероприятие не обходится без соответствующего звукового сопровождения и осветительных приборов. Это, пожалуй, один из наиболее действенных способов создания подходящей атмосферы. Но, мало кто знает, как это все устроено изнутри и с сегодняшнего дня мы запускаем рубрику под названием «А вы знали?..»
В ней мы будем разбирать такие вопросы, как:
- Что такое светомузыка и как она работает
2. Как выбрать световое оборудование
3. Как правильно его настроить
4. Какие бывают разновидности светового оборудования
5. Для чего вообще нужна светомузыка
6. И многое, многое другое
И начнем мы с самого основания и постепенно будет углубляться в такой интересный и захватывающий мир, по имени СВЕТОМУЗЫКА.
Сегодня мы будем разбираться в таком вопросе, как: “что такое светомузыка и как она работает”
Ну поехали и начнем с определения что же такое светомузыка.
Светомузыка (также цветомузыка) — вид художественной деятельности, основанный на синтезе музыки и света. На жаргоне «светомузыкой» или «цветомузыкой» называют электронное устройство для построения световых картин, формирования цветовых зрительных образов, сопоставленных с музыкальным сопровождением.
Светомузыкальные устройства бывают двух типов:
· управляемые вручную (световой орган, пульты управления свет. эффектами);
· автоматически, по определённому алгоритму, заложенной конструктивно (такие также именуются светодинамическими установками (СДУ), цветомузыкальными устройствами (ЦМУ), цветомузыкальными приставками (ЦМП) и т. д.)
С первым типом примерно все понятно.
Автоматические
Как правило, автоматические СДУ/ЦМУ основана на принципе фильтрации диапазона частот музыкальной фонограммы по отдельным частотным каналам (НЧ, НЧ-СЧ, СЧ, СЧ-ВЧ), которые, после усиления, подаются на устройства отображения (излучатели) разных цветов, сопоставленные с частотными каналами звука.
ЦМУ обычно состоит из:
- Блока входных цепей (коммутатор, усилитель входного сигнала и тп.);
- Блока обработки сигнала (частотные фильтры, амплитудный детектор; также процессор и тп.);
- Усилителя мощности (транзисторный, тиристорный на полевом транзисторе либо симисторный);
- Устройства отображения (на основе ламп накаливания либо светодиодов);
Устройством отображения может быть как набор отдельных излучателей (световые прожекторы), так и цельная конструкция (экран) в которой и формируется световая картина.
Соответствие цвета звуку строится по такому традиционному принципу — частотный диапазон звука разделялся по частотному принципу на три-четыре канала:
красные лампы — низкие частоты (диапазон до 200 Гц),
желтые — средне-низкие (диапазон от 200 до 800 Гц),
зеленые — средние (от 800 до 3500 Гц),
синие — выше 3500 Гц
(соответствие не обязательное, просто традиционно сложившееся — линейное сопоставление частот АЧХ с порядком следования цветов в видимом спектре).
В связи с тем, что динамический диапазон звука составляет 60-80 дБ, а динамический диапазон ламп накаливания (и вообще — комфортно воспринимаемых глазом перепадов яркости) — порядка 20 дб, то возникает проблема по согласованию этих диапазонов. Эта проблема решается при помощи компрессора аудиосигнала (при аналоговой обработке, при цифровой— иными методами). Без этого пользование устройством становится не комфортным — требуется постоянная подстройка уровней усиления регуляторами яркости (только вы настроили «мигание» ламп, как сменяется громкость и одни каналы горят постоянно, другие вообще не горят — необходима подстройка, не очень-то и удобно получается). Этот эффект заметен только на лампах накаливания у которых динамический диапазон не велик, на светодиода легко достижим динамический диапазон в 60Дб и более. Также надо отметить и т. н. «эффект утомляемости» многих устройств — когда вначале новые эффекты радуют, а со временем становятся повторяющимися, унылыми и однообразными.
Самые простые цветомузыкальные приставки состоят из трёх каналов, имеют пассивные RC-фильтры (которые имеют крутизну спада порядка 6 дБ/Окт). Как правило, они не могут достаточно эффективно создавать цветовое сопровождение музыкальной фонограммы, поэтому такие ЦМ-устройства относятся к самым простым и не заслуживают уважения среди ценителей цветомузыки. Единственное преимущество таких устройств — их дешевизна и простота в изготовлении.
Более сложные устройства используют активные фильтры (в основном на операционных усилителях, крутизна спада АЧХ которых достигает 16-28 дБ/Окт) и становится возможным использовать логарифмический усилитель для сжатия динамического диапазона (компрессор аудиосигнала) входного сигнала.
Самые сложные СДУ используют цифровые сигнальные процессоры (DSP), в которых вся обработка сигнала происходит в математическом виде, где применяются самые современные алгоритмы обработки сигналов, такие как Быстрое преобразование Фурье (БПФ) и даже вейвлет-анализ.
Надеюсь, теперь вы имеете чуть больше понимания что такое светомузыка, и как она работает:)
Чтобы не пропустишь следующую часть рубрики «А вы знали?..», подписывайтесь на наше сообщество.
Если остались вопросы на которые мы не ответили, пишите в комментарии, с радостью ответим на них.
И чуть не забыл, А вы знали что музыкальные инструменты звучат намного громче и отчетливее в хорошо освещённом помещении, чем в затемненном?