Найти в Дзене
Киновед в штатском

10 известных фактов о ваших любимых фильмах, которые на самом деле являются ложью

Оглавление

Кинематограф - это большой обман. Причем в заблуждение нас вводят не только происходящим на экране, но и тем, что все это вымышленное зрелище сопровождает. Вокруг многих любимых миллионами фильмов сложились целые культы, а фанаты верят во всякую чушь, привязанную к сюжету или деталям создания из любимого развлечения. Давайте сегодня попробуем развенчать несколько мифов и выбраться за пределы клетки, сформированной толпой.

Кадр из фильма "Планета обезьян"
Кадр из фильма "Планета обезьян"

"Аватар"

Ложь: Джеймс Кэмерон работал над "Аватаром" десять лет. Задуманная еще в 1994 году картина должна была выйти на экраны сразу после "Титаника", но технологии позволили сделать это только десятилетие спустя...

Правда: Это далеко не так. Достаточно посмотреть на фильмографию Кэмерона, чтобы понять насколько сильно он был занят в первой половине 2000-х - проекты у него шли один за другим, а ведь еще и на хобби (глубоководные погружения) надо было время выделить. В итоге лишь после выхода на экраны документального фильма "Призраки Бездны: Титаник" в 2003 году режиссер вплотную взялся за работу над "Аватаром". Но и здесь не все так просто - фактически зеленый свет проект получил от студии лишь в конце 2005-го. Так что непосредственная работа над картиной вылилась в три с половиной года - тоже немало, но уже не столь эпично, как принято считать.

Кадр из фильма "Аватар"
Кадр из фильма "Аватар"

"Бегущий по лезвию"

Ложь: Фильм Ридли Скотта имеет самое большое количество прокатных версий, и все они имеют разный смысл. В зависимости от того, какой из вариантов картины вы смотрите, Декард может быть или не быть репликантом.

Правда: Это чистой воды маркетинговый ход. Если смотреть внимательно, то разнообразные монтажные версии числом около десятка имеют примерно все фильмы, выходящие на экран. Просто обычно эти версии остаются внутри студии, а вот студия WB решила некоторые из них представить на суд публики, хотя, строго говоря, внимания заслуживают только два режиссерских варианта от 1992 и 2007 года, остальные либо появились на разных ступенях продакшена, либо отредактированы для продажи и трансляции в разных странах. По большому счету, все отличие в версиях - это наличие закадрового голоса (оригинальная версия), хэппиенда (все версии до 1992 года) и кадра с единорогом (режиссерские каты). Ах да, если вас все еще беспокоит вопрос с Декардом, то да, он андроид, и ему снятся электроовцы. Ну, или единороги.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию"
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию"

"Белоснежка и семь гномов"

Ложь: "Белоснежка" - первый полнометражный анимационный фильм. С него все началось. До 1937 года Микки Маус уже обрел популярность, но именно эта большая красивая сказка перевернула индустрию...

Правда: До "Белоснежки и семи гномов" было снято достаточно анимационных картин, которые длились больше 5-10 минут стандартных коротких мультиков. Никто не умаляет достоинств ленты Уолта Диснея, но стоит быть честными - даже в Википедии вы можете прочитать о десятках полнометражных анимационных фильмов, снятых задолго до "Белоснежки". Первой лентой, длительность которой перемахнула через часовой хронометраж, считается "Апостол" аргентинского режиссера Квирино Кристиано - фильм был снят в 1917-м (за 20 лет до Диснея), но до наших дней не сохранился. Безусловно, крутость "Белоснежки" заключается в том, что это первый мульт, снятый в технологии "Technicolor", но для индустрии это не космический прорыв, а скорее переход на новый качественный уровень. Примерно такой, какой произошел с выходом на экраны "Истории игрушек".

Кадр из мультфильма "Белоснежка и семь гномов"
Кадр из мультфильма "Белоснежка и семь гномов"

"Человек из стали"

Ложь: Супермен не мог убить Генерала Зода, это было не в его характере. Поскольку дела у WB и DC шли не очень хорошо, студия решила "очернить" главного американского супергероя и обагрить его руки кровью...

Правда: Супермен всегда был далеко не так безобиден, как может показаться, и вообще - это Бэтмен придерживался правила "никого не убивать", а не Кал-Эл. За то время, что бумажные комиксы рассказывали о жизни Супермена, он неоднократно весьма кроваво расправлялся со своими врагами. Да и в кино криптонец никогда не был паинькой - в "Супермене 2", где Супермен сражается с тем же Зодом, он в финале бросает своего противника в ущелье. Сворачивание шеи выглядит, конечно, более брутально, но итог-то один. "Человек из стали" - кино далеко не идеальное и, действительно, многое меняющее в представлении о Супермене, но кровь врага, который, на минутку, планировал уничтожить человечество, это далеко не разрыв шаблонов.

Кадр из фильма "Человек из стали"
Кадр из фильма "Человек из стали"

"Гарри Поттер"

Ложь: Чтобы привлечь в команду фильма о Гарри Поттере Алана Рикмана, Джоан Роулинг рассказала актеру главный сюжетный твист, связанный с Северусом Снеггом...

Правда: Все было несколько не так. Роулинг, в отличие от многих современных писателей, действительно хорошо продумала сюжеты своих книг, поэтому еще в "Философском камне" у нее можно найти отсылки к более поздним произведениям. В то же время, и сама писательница, и издательство, выпускавшее книги следили самым строгим образом за тем, чтобы грядущие повороты сюжета не оказались доступны публике раньше срока. Поэтому к истории с Рикманом стоит отнестись как к байке - сам актер в своих интервью говорил, что на личных встречах Джоан Роулинг говорила ему, что Снегг не так прост, и этого персонажа ждет развитие. Но о деталях финала артисту никто, конечно, не сообщал. Только кто же теперь читает интервью?...

Кадр из фильма франшизы "Гарри Поттер"
Кадр из фильма франшизы "Гарри Поттер"

"Бэтмен: Начало"

Ложь: Кристофер Нолан заранее продумал всю трилогию о Темном рыцаре и поэтому в концовке первого фильма о Бэтмене, как намек на продолжение, показал карту с Джокером...

Правда: На самом деле, карта в финале "Бэтмен: Начало" - не более чем эффектное многоточие, на котором режиссер особенно не сосредотачивался. Поклонникам кино отлично известно, что Нолан имеет свойство сосредотачиваться на одном конкретном фильме, и поэтому никогда не выстраивает длинных арок с продолжениями или спин-оффами. Даже трилогия о Бэтмене - скорее серия из трех фильмов с общим ведущим персонажем, нежели полноценная франшиза. И когда Кристофер Нолан снимал "Бэтмен: Начало" ни о каком "Темном рыцаре" речи не велось - демонстрация карты была всего лишь способом напомнить зрителям о том, что криминальный мир Готэма велик и разнообразен, и Брюсу Уэйну придется хорошо поработать на "должности" Защитника города.

Кадр из фильма "Бэтмен: Начало"
Кадр из фильма "Бэтмен: Начало"

"Психо"

Ложь: Знаменитая сцена в душе не содержит ни одного кадра, где была бы показана нагота героини, кровь или насилие. Хичкок специально не стал добавлять эти ингредиенты в свой фильм, чтобы обойти цензурные запреты...

Правда: Действительно, Альфред Хичкок вынужден был пойти на определенные компромиссы, чтобы его картина вышла на большой экран, но мэтр не был бы собой, если бы не схитрил и не обвел цензоров вокруг пальца. В 1960-е было проблематично вглядываться в каждый кадр, и поэтому за часть особенно коротких эпизодов глаза просто не успевали зацепиться - этим и воспользовался режиссер. При покадровом просмотре эпизода в душе (спасибо BluRay!) можно найти изображение, достойное слэшеров Крэйвена или фантасмагорий Карпентера, на весь экран показан живот Марион Крэйн, в который впивается лезвие ножа Нормана Бэйтса. Крови, впрочем, не видно, но и нагота, и пронзающая плоть сталь наличествует.

"Шоу Трумана"

Ложь: В честь фильма названо психологическое состояние. Синдром Шоу Трумана - это болезненное подозрение окружающего реального мира в том, что все вокруг является декорацией и фальсификацией...

Правда: Ни в одном серьезном справочнике "Синдром Шоу Трумана" никогда не упоминался и не упоминается, однако в обыденной речи некоторые позволяют себе использовать такое словосочетание для описания симптомов некоторых проявлений шизофрении. На представлении человека о том, что реальность вокруг него сфабрикована и находится под чьим-то постоянным контролем, построено множество сюжетов, увидевших свет гораздо раньше появления на экранах фильма Питера Уира. Например, об этом рассказывает серия "Сумеречной зоны" и роман Филипа Дика "Свихнувшееся время". Так что сводить все к Джиму Керри не имеет смысла, это всего лишь одно из проявлений мании величия.

Кадр из фильма "Шоу Трумана"
Кадр из фильма "Шоу Трумана"

"Планета обезьян"

Ложь: Планета обезьян - это Земля далекого будущего. Финальная сцена со Статуей Свободы стала культовой именно потому что демонстрировала, к чему движется человечество и эволюционирующие приматы...

Правда: А правда заключается в том, что изначально Планета обезьян была другой планетой, и с этой точки зрения ремейк Тима Бертона в котором герой Марка Уолберга возвращается на Землю и обнаруживает, что там тоже власть тоже перешла обезьянам, гораздо ближе к оригинальной задумке, чем фильм 1968 года. Роман Пьера Булля, по которому поставлен фильм, тоже предполагал наличие другой планеты, и даже первые варианты сценария Рода Серлинга не объединяли два мира. Лишь ближе к началу съемок кому-то пришло в голову убрать из сюжета повторный полет в космос и сделать планетой обезьян Землю будущего. А дальше этот поворот стал культовым - кадр со статуей даже украшает обложку DVD с фильмом.

Кадр из фильма "Планета обезьян"
Кадр из фильма "Планета обезьян"

"Титаник"

Ложь: Джеймс Кэмерон превратил гибель "Титаника" в аттракцион. Ради пущего драматического эффекта он придумал запертые палубы для пассажиров третьего класса и перевернувшиеся лодки.

Правда: На самом деле, если абстрагироваться от истории вымышленных героев Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет, то в фильме с очень большой точностью воссоздана техника, общественные отношения, костюмы и аксессуары того времени. А уж деталям самой катастрофы Кэмерон уделил особенное внимание, опершись на документы расследования крушения и свидетельства очевидцев. Экипаж действительно игнорировал ледовые предупреждения, а у смотрящего не было бинокля, на корабле и в самом деле царила паника, а шлюпок не хватало. Единственное, что в фильме радикально не соответствует фактам - это эпизод, в котором "Титаник" вертикально задирает корму и уходит под воду. Ученым удалось в деталях восстановить всю физику затопления, но произошло это уже после выхода фильма на экраны.

Кадр из фильма "Титаник"
Кадр из фильма "Титаник"

Вот такие сегодня получились уроки разоблачения. Фильмам позволительно играть с воображением и манипулировать фактами, а вот все остальное, что связано с фильмом, должно соответствовать действительности и не противоречить реальности. Надеюсь, я помог вам расстаться с некоторыми заблуждениями, извините, если было скучно - в следующий раз непременно подберу для вас что-то зажигательное. Заглядывайте на канал Киноведа в штатском - здесь всегда есть повод для споров в комментариях.

-13

Главное - не болейте, и Увидимся в кино!