Кинематограф - это большой обман. Причем в заблуждение нас вводят не только происходящим на экране, но и тем, что все это вымышленное зрелище сопровождает. Вокруг многих любимых миллионами фильмов сложились целые культы, а фанаты верят во всякую чушь, привязанную к сюжету или деталям создания из любимого развлечения. Давайте сегодня попробуем развенчать несколько мифов и выбраться за пределы клетки, сформированной толпой.
"Аватар"
Ложь: Джеймс Кэмерон работал над "Аватаром" десять лет. Задуманная еще в 1994 году картина должна была выйти на экраны сразу после "Титаника", но технологии позволили сделать это только десятилетие спустя...
Правда: Это далеко не так. Достаточно посмотреть на фильмографию Кэмерона, чтобы понять насколько сильно он был занят в первой половине 2000-х - проекты у него шли один за другим, а ведь еще и на хобби (глубоководные погружения) надо было время выделить. В итоге лишь после выхода на экраны документального фильма "Призраки Бездны: Титаник" в 2003 году режиссер вплотную взялся за работу над "Аватаром". Но и здесь не все так просто - фактически зеленый свет проект получил от студии лишь в конце 2005-го. Так что непосредственная работа над картиной вылилась в три с половиной года - тоже немало, но уже не столь эпично, как принято считать.
"Бегущий по лезвию"
Ложь: Фильм Ридли Скотта имеет самое большое количество прокатных версий, и все они имеют разный смысл. В зависимости от того, какой из вариантов картины вы смотрите, Декард может быть или не быть репликантом.
Правда: Это чистой воды маркетинговый ход. Если смотреть внимательно, то разнообразные монтажные версии числом около десятка имеют примерно все фильмы, выходящие на экран. Просто обычно эти версии остаются внутри студии, а вот студия WB решила некоторые из них представить на суд публики, хотя, строго говоря, внимания заслуживают только два режиссерских варианта от 1992 и 2007 года, остальные либо появились на разных ступенях продакшена, либо отредактированы для продажи и трансляции в разных странах. По большому счету, все отличие в версиях - это наличие закадрового голоса (оригинальная версия), хэппиенда (все версии до 1992 года) и кадра с единорогом (режиссерские каты). Ах да, если вас все еще беспокоит вопрос с Декардом, то да, он андроид, и ему снятся электроовцы. Ну, или единороги.
"Белоснежка и семь гномов"
Ложь: "Белоснежка" - первый полнометражный анимационный фильм. С него все началось. До 1937 года Микки Маус уже обрел популярность, но именно эта большая красивая сказка перевернула индустрию...
Правда: До "Белоснежки и семи гномов" было снято достаточно анимационных картин, которые длились больше 5-10 минут стандартных коротких мультиков. Никто не умаляет достоинств ленты Уолта Диснея, но стоит быть честными - даже в Википедии вы можете прочитать о десятках полнометражных анимационных фильмов, снятых задолго до "Белоснежки". Первой лентой, длительность которой перемахнула через часовой хронометраж, считается "Апостол" аргентинского режиссера Квирино Кристиано - фильм был снят в 1917-м (за 20 лет до Диснея), но до наших дней не сохранился. Безусловно, крутость "Белоснежки" заключается в том, что это первый мульт, снятый в технологии "Technicolor", но для индустрии это не космический прорыв, а скорее переход на новый качественный уровень. Примерно такой, какой произошел с выходом на экраны "Истории игрушек".
"Человек из стали"
Ложь: Супермен не мог убить Генерала Зода, это было не в его характере. Поскольку дела у WB и DC шли не очень хорошо, студия решила "очернить" главного американского супергероя и обагрить его руки кровью...
Правда: Супермен всегда был далеко не так безобиден, как может показаться, и вообще - это Бэтмен придерживался правила "никого не убивать", а не Кал-Эл. За то время, что бумажные комиксы рассказывали о жизни Супермена, он неоднократно весьма кроваво расправлялся со своими врагами. Да и в кино криптонец никогда не был паинькой - в "Супермене 2", где Супермен сражается с тем же Зодом, он в финале бросает своего противника в ущелье. Сворачивание шеи выглядит, конечно, более брутально, но итог-то один. "Человек из стали" - кино далеко не идеальное и, действительно, многое меняющее в представлении о Супермене, но кровь врага, который, на минутку, планировал уничтожить человечество, это далеко не разрыв шаблонов.
"Гарри Поттер"
Ложь: Чтобы привлечь в команду фильма о Гарри Поттере Алана Рикмана, Джоан Роулинг рассказала актеру главный сюжетный твист, связанный с Северусом Снеггом...
Правда: Все было несколько не так. Роулинг, в отличие от многих современных писателей, действительно хорошо продумала сюжеты своих книг, поэтому еще в "Философском камне" у нее можно найти отсылки к более поздним произведениям. В то же время, и сама писательница, и издательство, выпускавшее книги следили самым строгим образом за тем, чтобы грядущие повороты сюжета не оказались доступны публике раньше срока. Поэтому к истории с Рикманом стоит отнестись как к байке - сам актер в своих интервью говорил, что на личных встречах Джоан Роулинг говорила ему, что Снегг не так прост, и этого персонажа ждет развитие. Но о деталях финала артисту никто, конечно, не сообщал. Только кто же теперь читает интервью?...
"Бэтмен: Начало"
Ложь: Кристофер Нолан заранее продумал всю трилогию о Темном рыцаре и поэтому в концовке первого фильма о Бэтмене, как намек на продолжение, показал карту с Джокером...
Правда: На самом деле, карта в финале "Бэтмен: Начало" - не более чем эффектное многоточие, на котором режиссер особенно не сосредотачивался. Поклонникам кино отлично известно, что Нолан имеет свойство сосредотачиваться на одном конкретном фильме, и поэтому никогда не выстраивает длинных арок с продолжениями или спин-оффами. Даже трилогия о Бэтмене - скорее серия из трех фильмов с общим ведущим персонажем, нежели полноценная франшиза. И когда Кристофер Нолан снимал "Бэтмен: Начало" ни о каком "Темном рыцаре" речи не велось - демонстрация карты была всего лишь способом напомнить зрителям о том, что криминальный мир Готэма велик и разнообразен, и Брюсу Уэйну придется хорошо поработать на "должности" Защитника города.
"Психо"
Ложь: Знаменитая сцена в душе не содержит ни одного кадра, где была бы показана нагота героини, кровь или насилие. Хичкок специально не стал добавлять эти ингредиенты в свой фильм, чтобы обойти цензурные запреты...
Правда: Действительно, Альфред Хичкок вынужден был пойти на определенные компромиссы, чтобы его картина вышла на большой экран, но мэтр не был бы собой, если бы не схитрил и не обвел цензоров вокруг пальца. В 1960-е было проблематично вглядываться в каждый кадр, и поэтому за часть особенно коротких эпизодов глаза просто не успевали зацепиться - этим и воспользовался режиссер. При покадровом просмотре эпизода в душе (спасибо BluRay!) можно найти изображение, достойное слэшеров Крэйвена или фантасмагорий Карпентера, на весь экран показан живот Марион Крэйн, в который впивается лезвие ножа Нормана Бэйтса. Крови, впрочем, не видно, но и нагота, и пронзающая плоть сталь наличествует.
"Шоу Трумана"
Ложь: В честь фильма названо психологическое состояние. Синдром Шоу Трумана - это болезненное подозрение окружающего реального мира в том, что все вокруг является декорацией и фальсификацией...
Правда: Ни в одном серьезном справочнике "Синдром Шоу Трумана" никогда не упоминался и не упоминается, однако в обыденной речи некоторые позволяют себе использовать такое словосочетание для описания симптомов некоторых проявлений шизофрении. На представлении человека о том, что реальность вокруг него сфабрикована и находится под чьим-то постоянным контролем, построено множество сюжетов, увидевших свет гораздо раньше появления на экранах фильма Питера Уира. Например, об этом рассказывает серия "Сумеречной зоны" и роман Филипа Дика "Свихнувшееся время". Так что сводить все к Джиму Керри не имеет смысла, это всего лишь одно из проявлений мании величия.
"Планета обезьян"
Ложь: Планета обезьян - это Земля далекого будущего. Финальная сцена со Статуей Свободы стала культовой именно потому что демонстрировала, к чему движется человечество и эволюционирующие приматы...
Правда: А правда заключается в том, что изначально Планета обезьян была другой планетой, и с этой точки зрения ремейк Тима Бертона в котором герой Марка Уолберга возвращается на Землю и обнаруживает, что там тоже власть тоже перешла обезьянам, гораздо ближе к оригинальной задумке, чем фильм 1968 года. Роман Пьера Булля, по которому поставлен фильм, тоже предполагал наличие другой планеты, и даже первые варианты сценария Рода Серлинга не объединяли два мира. Лишь ближе к началу съемок кому-то пришло в голову убрать из сюжета повторный полет в космос и сделать планетой обезьян Землю будущего. А дальше этот поворот стал культовым - кадр со статуей даже украшает обложку DVD с фильмом.
"Титаник"
Ложь: Джеймс Кэмерон превратил гибель "Титаника" в аттракцион. Ради пущего драматического эффекта он придумал запертые палубы для пассажиров третьего класса и перевернувшиеся лодки.
Правда: На самом деле, если абстрагироваться от истории вымышленных героев Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет, то в фильме с очень большой точностью воссоздана техника, общественные отношения, костюмы и аксессуары того времени. А уж деталям самой катастрофы Кэмерон уделил особенное внимание, опершись на документы расследования крушения и свидетельства очевидцев. Экипаж действительно игнорировал ледовые предупреждения, а у смотрящего не было бинокля, на корабле и в самом деле царила паника, а шлюпок не хватало. Единственное, что в фильме радикально не соответствует фактам - это эпизод, в котором "Титаник" вертикально задирает корму и уходит под воду. Ученым удалось в деталях восстановить всю физику затопления, но произошло это уже после выхода фильма на экраны.
Вот такие сегодня получились уроки разоблачения. Фильмам позволительно играть с воображением и манипулировать фактами, а вот все остальное, что связано с фильмом, должно соответствовать действительности и не противоречить реальности. Надеюсь, я помог вам расстаться с некоторыми заблуждениями, извините, если было скучно - в следующий раз непременно подберу для вас что-то зажигательное. Заглядывайте на канал Киноведа в штатском - здесь всегда есть повод для споров в комментариях.
Главное - не болейте, и Увидимся в кино!