Найти в Дзене
Фатима Дзугкен

Танцуя лезгинку, люди впадают в состояние куража и азарта. Рассказываю, как я этому училась

Оглавление

С чего все начиналось

Я страстно хотела танцевать. Не в ансамбле и не на сцене. Для себя, для своего удовольствия.

Хотелось понять, отчего закипает кровь при созерцании ритмичных, резких и полных мужественности, мощи и огня горских плясок кавказцев?

Почему самозабвенно танцующие лезгинку люди, входят в неистовое состояние куража и азарта?

«Девичий танец». Государственный Академический ордена Дружбы Народов ансамбль танца «Алан» Республики Северная Осетия-Алания
«Девичий танец». Государственный Академический ордена Дружбы Народов ансамбль танца «Алан» Республики Северная Осетия-Алания

Мне не терпелось самой ощутить эти обжигающие эмоции, оказаться в центре танцевального круга, плыть как лебедь во время исполнения старинного осетинского танца приглашения «Хонга».

Легко и без усилий, с удалью пройтись танцевальным шагом едва касаясь пола, под быстрый ритм мелодии кругового танца «Зилга».
Преодолев свои сомнения и наступив на горло своей социофобии я решилась пойти учиться танцевать. На тот момент мне уже исполнился двадцать один год и я искренне полагала, что для старта в хореографии уже поздновато.

Выбор студии и учителя

Выбор студий во Владикавказе в начале 2000-х был не так уж велик. Их было всего несколько при известных ансамблях республики. Я записалась в ту, которая была ближе. В студию кавказского танца Виктора Тургиева. Бывший танцор Государственного Академического ордена Дружбы Народов ансамбля танца «Алан» Республики Северная Осетия-Алания, а значит ― профессионал.

«Горское племя». Государственный Академический ордена Дружбы Народов ансамбль танца «Алан» Республики Северная Осетия-Алания.
«Горское племя». Государственный Академический ордена Дружбы Народов ансамбль танца «Алан» Республики Северная Осетия-Алания.

Порадовал еще тот факт, что студия именно для любителей, а не для профессиональных танцоров. В ней занимались люди разного возраста. Школьники средних и старших классов, студенты, работающая молодежь, и те, кому было уже за сорок лет, что еще больше убедило в правильности выбора.

Первый уровень

Меня приняли в группу для начинающих. Занятия начинались с разминки и разогрева мышц. Виктор объяснил, что в кавказских танцах необходимо всегда помнить о красивой осанке и посадке головы. Разучивая базовые движения, элементы и ход популярных кавказских танцев, складывая их в комбинации, я прилежно выполняла задания. Учитель это замечал, хвалил, ценил, дополнительно занимался со мной и отрабатывал мои ошибки.

В начале было тяжело сложить в голове пазл из одновременных движений рук и ног, казалось бы такого несложного парного танца, как «Хонга».

На самом деле это не так просто, вытянуться в струнку, выпрямить спину, поднять голову, встать на полупальцы и начать движение.

Как там было в «Хонга»? Движение начинаем с правой ноги и поднимаем ей навстречу левую руку. В осетинском массовом парном танце «Симд» всё наоборот: выбрасываем левую ногу и одновременно поднимаем левую руку.

 Осетинский парный массовый танец «Симд». Государственный Академический ордена Дружбы Народов ансамбль танца «Алан» Республики Северная Осетия-Алания.
Осетинский парный массовый танец «Симд». Государственный Академический ордена Дружбы Народов ансамбль танца «Алан» Республики Северная Осетия-Алания.

Как всё сложно. Виктор показывает как должны подниматься руки у девушек. Поражаюсь плавности его движений. Так, надо еще голову держать и мягко двигаться. Учитель всегда внимателен. Всех лентяев и отлынивающих видит насквозь, подходит, поправляет, мотивирует.

Особенность студии состояла ещё и в том, что девушки наравне с парнями учили мужские горские танцы. Исполнять их, это всё равно что сходить в спортзал за кардионагрузками с очень большим расходом энергии.

Нетренированные мышцы быстро устают, так как движения рук и ног должны быть предельно четкими и резкими. Не забывать про осанку, повороты головой. Если даже забыть, Виктор об этом напомнит, укажет на ошибки, даст время еще раз все повторить.

На очереди разучивание кабардинского, аджарского, абхазского, армянского и других танцев.

Второй уровень

За четыре месяца я освоила базовую программу студии для новичков, благодаря упорству и наставничеству Виктора. Он сказал, что в начальной группе мне больше делать нечего. Предложил остаться и посмотреть, как танцуют опытные танцоры в его студии. Я осталась, посмотрела и решила бросить хореографию.

Вся группа исполняла подряд все танцы синхронно и не сбиваясь. Сначала по рядам, потом по кругу, по диагонали, отрабатывали сложнейшие ковырялочки, проходки, характеры.

Зал содрогался, резонировал от азартного горского танца с громкими выкриками. Виктор требовал кричать громко там, где было нужно. Выкрики заставляли забывать танцоров об усталости. Подзадоривали их и подстегивали нестись по кругу с удвоенной энергией.

 «Горский танец». Государственный Академический ордена Дружбы Народов ансамбль танца «Алан» Республики Северная Осетия-Алания.
«Горский танец». Государственный Академический ордена Дружбы Народов ансамбль танца «Алан» Республики Северная Осетия-Алания.

Я так никогда не смогу. Не смогу кричать танцуя, преодолеть стеснение, смущение. Мне неловко находиться среди таких уверенных, ритмично пляшущих танцоров, потому что по сравнению с ними я совсем не умею танцевать.

Виктор как-будто читал мои мысли. Он четко дал установку и обозначил вектор движения: «Начинаешь ходить во вторую группу». Я послушно это сделала.

Занятия проходили в самой дружеской атмосфере. Учитель не делил своих учеников на слабых и сильных, талантливых и неспособных, любимых и нелюбимых. Для него мы все были одинаково ценны и необходимы.

Аджарский танец «Гандаган». Государственный Академический ордена Дружбы Народов ансамбль танца «Алан» Республики Северная Осетия-Алания.
Аджарский танец «Гандаган». Государственный Академический ордена Дружбы Народов ансамбль танца «Алан» Республики Северная Осетия-Алания.

Виктор создавал обстановку тепла и искренности. Подкреплял ее остроумным юмором, совместными выездами за город и на свадьбы, участием в мероприятиях.

В группе меня учили все, к кому я обращалась. Учитель всегда призывал опытных танцоров помогать новичкам. Преодолевая свое стеснение, неловкость я повторяла за одногруппниками сложные движения.

Не все танцы мне давались. Я сбивалась с ритма и отходила в сторону. Виктор меня за это ругал и как-то раз мне строго сказал: «Не смей выходить из танца. Пойми, что надо повторять движения, танцевать дальше, даже если ошибаешься. Никто за это над тобой смеяться не будет. Здесь все прошли через пробы и ошибки».

Это было так обнадеживающе и так искренне. У меня все получилось. Даже мужские горские танцы. И даже танцы на носках.

Что я приобрела

Настал момент, когда мои движения были доведены до автоматизма, руки и ноги двигались свободно, без напряжения и принуждения. Танцуя, я не думала о том как выгляжу. Я была уверена, что выгляжу прекрасно, потому что красиво танцую. Научилась получать удовольствие от владения собственным телом, от ровного дыхания во время бешеного ритма танца.

Я без сомнений выходила в танцевальный круг на свадьбах и других праздниках и от моего танца захватывал дух у тех, кто смотрел на меня. Знаю, звучит нескромно. Но я бы об этом не знала, если бы мне об этом не говорили.

Осетинский танец приглашения «Хонга». Государственный Академический ордена Дружбы Народов ансамбль танца «Алан» Республики Северная Осетия-Алания.
Осетинский танец приглашения «Хонга». Государственный Академический ордена Дружбы Народов ансамбль танца «Алан» Республики Северная Осетия-Алания.

Виктор гордился своими учениками. Особенно теми, которые казались совершенно безнадежными. Его доброжелательность, его личная заинтересованность в каждом ученике, всеобщая поддержка друг друга в группе творили чудеса. И даже самые безнадежные начинали танцевать.

Вы хотите научиться танцевать, удивлять на свадьбах родных, друзей и близких, радовать окружающих? Приходите в студию Виктора Тургиева. Вам будут рады и за короткое время научат базовым движениям и элементам кавказских танцев.