Выражаем благодарность Музею «КАМАЗа» и лично его директору Александру Чухонцеву за сохранённые свидетельства той эпохи.
Долгая подготовительная работа, которая велась перед началом строительства «КАМАЗа», наконец-то, завершилась. Выбрано место, определены ключевые фигуры, начат набор кадров — пора и строить начать! Как началось непосредственное строительстве «КАМАЗа» — об этом в сегодняшней нашей публикации.
Вначале был ковш. Первый ковш на строительстве
Итак, время пошло! Стремительно рванулось вперёд, увлекая за собой тысячи энтузиастов, решивших здесь, в провинциальной Татарии, построить крупнейший автозавод мира. Старт был дан 13 декабря 1969 года, когда на стройплощадке будущего автогиганта экскаватор вгрызся в промёрзшую землю и вынул из неё первый ковш с грунтом. В этот день теперь официально отмечается день рождения «КАМАЗа» (недавно был отпразднован 50-летний юбилей). 13.12.1969 — это дата начала отсчёта исторической хроники строительства.
Честь открыть строительство довелось бригаде экскаваторщика Михаила Носкова, а вынуть первый ковш — лично Михаилу. «Чуть рассвело, – вспоминал он потом об этом событии, – прицепил я клин-бабу, взрыхлил мёрзлую землю. Подошли «КрАЗы». Бульдозеры расчистили дорогу к отвалам. – Ну, Михаил Тимофеевич, начинай! – скомандовали мне».
Михаил выполнял свою работу, всё было как обычно — поднял обороты, опустил ковш, набрал грунт, поднял ковш и опрокинул содержимое в стоящий рядом грузовик. Всё как обычно, ничего особенного, за исключением того, что вокруг были репортёры и представители руководства. Фотовспышки, аплодисменты — история свершалась на глазах!
Тогда Михаил Носков работал на экскаваторе Э-100 № 35, который прозвали «Пионерский». Из металлолома, собранного пионерами Костромы, его изготовили костромские комсомольцы и прислали на строительство «КАМАЗа».
Но история сохранила не только имя М. Носкова, но и других Первых. Кроме экскаватора, на строительстве работали и бульдозеры, первые бульдозеристы строительства «КАМАЗа» — это В. Бухаров и М. Мингараев. Первый скреперщик (водитель скрепера) — Ф. Насыров. Первый ковш грунта отвёз на «КрАЗе» шофёр Фанус Фатыхов.
Первый репортаж
Меньше месяца миновало с момента «первого ковша», начался новый, 1970 год. 11 января главная газета страны, «Правда», публикует первый репортаж о строительстве «КАМАЗа». Экскаваторщик Михаил Носков фигурирует в нём уже как передовик производства вместе со своим напарником Степаном Пухачёвым. Начальник строительства А. В. Эгенбург обозначает масштабы освоения капвложений на год: 50 миллионов советских рублей.
Первый дом для камазовцев
Параллельно шли закладка фундамента, строительство завода и города. В январе 1971 года был сдан первый в городе 12-этажный жилой дом для первопроходцев — в посёлке ГЭС.
В следующем выпуске мы расскажем о том, как «КАМАЗ» стал Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Следите за нашими публикациями.