Клуб союза коммунальников имени Русакова архитектора Константина Мельникова это одно из самых необычных зданий Москвы известное как дом-шестерёнка. Эта постройка признанный мировой шедевр архитектуры авангарда времени, когда первые три десятилетия двадцатого века русское и советское искусство стало лидером мирового художественного процесса.
Авангард в архитектуре имел множество направлений. Это конструктивизм, рационализм и функционализм. Архитекторы всех этих течений осуществляли активный поиск новых форм и технологий с применением бетона, металла, стекла, а главное стремились найти адекватное решение в ответ на требование к архитектуре со стороны нового общества. Здание Мельникова на улице Стромынка в Сокольниках представляет абсолютно новый тип архитектурных сооружений возникших в Советском Союзе - РАБОЧИЙ КЛУБ.
В 1920-е годы клубы стали не просто учреждениями досуга, но и важными центрами организации новой жизни. Именно поэтому им уделялось особое внимание властей. На 1925-ё год в молодой советской стране было зафиксировано около 3500 клубов, и все они располагались в старых особняках, перестроенный церквях, архитектура которых противоречила их назначению. Важнейшее решение о строительстве новых капитальных клубов принял в 1925 году VII Всесоюзный Съезд Союза рабочих металлистов. Сооружение этих зданий должно было вестись за счёт ежемесячных десяти процентных отчислений от поступающих в профсоюзную кассу членских взносов. Решение о строительстве клубов принимают профсоюзы и других отраслей. Начинается клубный бум. В течении нескольких последующих лет для Москвы и Московской области проектировалось 78 клубов, 30 из которых было построено. Шесть из них создано архитектором Константином Мельниковым. Константин Степанович Мельников один из лидеров советского авангарда, получивший мировое признание уже в середине двадцатых годов XX-века. Успех архитектору принесли два выставочных павильона. МАХОРКА на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно промышленной выставке в Москве и павильон СССР на всемирной выставке искусств и ремесел в Париже получивший гран при жюри. Во второй половине двадцатых Мельников становится одним из самых востребованных архитекторов новой России, получив в 1927-м году заказ на КЛУБ имени Русакова Мельников предложил для него совершенно необычную форму. Поскольку здание строилось для рабочих Сокольнического трамвайного парка и вагоно-ремонтных мастерских Мельников выбирает форму усечённой шестерёнки основным архитектурным мотивом.
На торцах выносных консолей зубцов шестерёнки архитектор размещает агитационно-информативные шрифтовые композиции, создавая дополнительный образ клуба рупора.
Здания клубов проектировались мною не просто как здания, писал архитектор. Я составлял проект грядущего счастья, проект архитектуры большого подъёма строительства новой жизни. Оригинально решён и боковой фасад клуба, выходящий на Бабаевскую улицу.
Он составлен из наложенных один на другой прямоугольных и клиновидных призматических объёмов. Ритм от крупных фабричных окон он отсылает к архитектуре трамвайных депо.
В плане клуб Русакова имеет клиновидную форму, что было продиктовано самим треугольным участком, выделенным под застройку на углу Стромынки и Бабаевской улицы.
Основные требования к внутренней организации клубов предусматривали возможность расширения пространства, перепрофилирования отдельных помещений, оборудование большого зрительного зала и малого зрительного зала для заседаний, лекций и кино, залов для клубно кружковой работы, буфета, столовой, комнаты отдыха и комнаты для игр. На планах и синьках с поперечными разрезами этажей видно что Мельников планирует в клубе Русакова спортзал с душевыми и уборными, гардероб, общественные зоны, читальню, кинобудку. Большой зрительный зал клуба раскрывался за партером тремя дополнительными залами, которые и формировали консольные зубцы шестерёнки.
Каждое из этих трех небольших пространств могло превращаться в изолированный зал на 190 человек на уровне третьего этажа.
Еще два отделяемых пространства на уровне второго этажа вмещали по 120 мест. Они так же могли превращаться в изолированные комнаты при помощи системы живых стен, которые в последствии были демонтированы и не сохранились. Таким образом клуб имени Русакова имеет систему из шести зрительных залов, которые при необходимости объединяются я в общий зал способный вместить до 1170 человек. Применяя все доступные на тот момент технологии и материалы Мельников смело нарушает классические архитектурные каноны, но не ради оригинальности, а для максимально рационального использования внутреннего пространства. Стремясь получить максимально полезный внутренний объём, архитектор сводит до минимума пространство технических помещений и внутренних коммуникаций. Здесь как и в последующих клубах, например активно используются внешние лестницы, ставшие характерным приёмом Мельникова.
Ещё большей инновацией клуба Русакова стали вынесенные наружу на высоте третьего этажа консольные балконы амфитеатры. как ни странно эта идея Мельникова вызвала острое неприятие не со стороны заказчиков, а со стороны коллег по профессии и строителей, многие из которых даже отказались от работы над проектом, считая что сооружение столь объёмных помещений на консолях технически невозможно. Идею консольного строительства с применением системы наклонного баланса Мельников стал обдумывать ещё до строительства клубов. В 1925 году архитектор получает заказ в Париже на проектирование гаража для такси. Проект реализован не был, но новаторская инженерная идея нашла продолжение в проекте клуба Русакова. В целом здание клуба имеет конструкцию из нескольких материалов. Это кирпичные несущие стены
Стены из шлакоблоков, металлические фермы перекрытий, железобетонные рамы выносных консолей. Кровля максимально облегчена и состоит из стропильной деревянной конструкции. В 1970-е - 1990-е годы клуб Русакова архитектора Константина Мельникова в результате многочисленных перестроек и реставраций частично утратил оригинальную структуру и планировку. Последняя реставрация оконченная в 2015 году несколько исправила ситуацию, но и после неё оригинальный замысел архитектора полностью восстановлен не был.
Сегодня в клубе Русакова размещается театр Романа Виктюка, так клуб возвращается москвичам в его изначальном предназначении быть экспериментальной базой событий и зрелищ.
И в заключении хочу добавить несколько малоизвестных исторических фактов:
-Русаков, Иван Васильевич. Российский политик, участник революционного движения в России, участник Декабрьского и подавления Кронштадтского восстания, врач-педиатр.
-Год спустя после смерти В. Высоцкого из зала взяли несколько рядов сидений и использовали в постановке театра на Таганке, посвященной годовщине смерти артиста
-В 1990 году в здании ДК Русакова группа «Nautilus Pompilius» записала несколько песен для своего альбома «Наугад».
-Столетний юбилей архитектора ЮНЕСКО отметила тем, что объявила 1990 год годом Константина Мельникова. По результатам опроса членов Российской академии архитектуры и строительных наук, проводившегося в 2001 году, К. С. Мельников занял первое место среди выдающихся отечественных архитекторов XX века и третье — в мировом списке.
-В 2005 году московским монетным двором была выпущена серебряная памятная инвестиционная монета в серии "ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ"