В советское время было очень популярно отдавать детей в музыкальную школу. В стране была выстроена целая сеть музыкальных школ. Это было серьезное специальное образование, которое являлось первой ступенью к средне специальному (музыкальное училище) и высшему (консерватория) профессиональному музыкальному образованию. Но наряду с музыкальными школами, практически в каждом Доме Пионеров имелись музыкальные кружки, где не было такого углубленного изучения музыки – там дети в основном только учились петь и играть на народных инструментах. Также там организовывались инструментальные ансамбли и хоры.
В советских семьях считалось престижным учить детей в музыкальной школе, особенно на таких инструментах, как фортепиано и скрипка. Но были популярны и баян, аккордеон, флейта, домра. В республиках СССР были свои варианты музыкальных инструментов, но везде упор делался на классические инструменты и классическую музыку. И это было очень правильно! Благодаря широкому охвату детей музыкальным образованием в стране появились такие звезды классической музыки как, Елена Образцова, Муслим Магомаев, Давид Ойстрах и многие другие музыканты, известные на весь мир. А великие музыканты, которые живут в наше время – Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Анна Нетребко и др. тоже воспитались еще на советской (русской) музыкальной школе. И до сих пор в мире ценится именно русская школа музыки и балета!
Сейчас очень популярно раннее развитие детей по системе Монтессори и другим системам развития детей. Эта мода на раннее развитие пришла к нам из Америки. В России открылись сотни частных детских клубов, где стали развивать детей по всем направлениям буквально с годовалого возраста и даже раньше. И хоть это удовольствие не из дешевых, родители старались «нахватать» как можно больше занятий для своих чад, записывая их сразу на танцы, английский, ментальную арифметику, творчество и стремясь сделать из них вундеркиндов.
Вскоре психологи забили тревогу – дети переутомлены, они пребывают в постоянном стрессе из-за перегрузки. Но владельцы клубов заверяют, что все занятия в клубе построены в виде игры, и дети не устают.
Но здесь есть другой минус. Когда ребенок-дошкольник, ходивший в такой клуб, приходит в школу, ему там все кажется скучным и утомительным – ведь тут уже нет игры и нужно сидеть тихо, слушать учителя и много раз повторять одно и то же. В результате ребенок начинает учиться наоборот не лучше, а хуже тех, кто не ходил ни в какие клубы.
К тому же, мы как всегда отстаем от Запада как минимум лет на 20, и если там уже кончился бум на раннее развитие и возник новый тренд на спокойное и естественное детство без форсированного развития, то у нас раннее развитие все еще набирает обороты.
А не вернуться ли нам опять к советскому опыту и отдавать ребенка именно в музыкальную школу с 7 лет (ну в крайнем случае с 6), а не таскать в детские клубы с грудного возраста?! Дело в том, что ребенок созревает для обучения чему-то только к 6-7 годам, когда у него формируется психика и крепнет рука для мелкой моторики, а до этого надо разрешить ребенку просто спокойно расти со свободными играми и прогулками.
А почему именно надо отдавать на музыку?
Дело в том, что обучение музыке включает в себя всё или почти всё, что хотят развить в детских клубах раннего развития.
И существует 7 веских причин учить ребенка именно музыке, даже если вы не прочите ему музыкальную карьеру.
1. Музыкальные занятия, как и спорт, воспитывают волю и дисциплину, т.к. заниматься на инструменте надо постоянно и без перерывов. И плюс в том, что здесь нет травм, как в спорте.
2. Игра на музыкальных инструментах развивает координацию (правой и левой руки, слуха и голоса), развивает мелкую моторику, что в свою очередь способствует развитию обоих полушарий мозга.
3. Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными понятиями, соединяя звуки в интервалы и аккорды, учится математическим понятиям. Недаром в древней Греции музыка была частью математики. А многие великие ученые-математики и физики, как, например, Альберт Эйнштейн и Григорий Перельман, были еще и музыкантами-скрипачами.
4. Учась играть на инструменте или петь, ребенок лучше усваивает как свой родной язык, так и легче обучается иностранным языкам. В музыке, как и в языке та же логика построения фраз, предложений, есть главная тема, есть прелюдия, кульминация, ударение. Не говоря уже о том, что серьезно занимаясь музыкой, ребенок уже почти выучит итальянский язык, т.к. все музыкальные термины являются итальянскими словами, которые широко используются и сейчас в разговорной речи в Италии.
5. Обучаясь музыке, ребенок подсознательно научится менеджменту – т.е. управлению – собственной жизнью, проектами, коллективом. Потому что, разбирая музыкальную пьесу, он проходит весь этот процесс, когда из отдельных непослушных нот в результате соединения партий двух рук, или голоса с инструментом, вдруг вырастает законченное произведение!
6. Обучение в музыкальной школе – это постоянное участие в концертах, это выход на сцену и выступление перед зрителями, что даст ребенку выдержку и артистизм на всю жизнь!
7. Музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Во многих иностранных фирмах, как например в Microsoft, предпочитают людей с музыкальным образованием. Может быть еще потому, что игра в ансамбле или пение в хоре учит работе в команде.
Да и просто, умея играть на каком-либо инструменте или петь, человек может легко стать душой компании, легко знакомиться и сходиться с людьми, а это очень важное качество практически в любой профессии!
Фото взяты из Яндекс-картинки