Немного предыстории
Первый раз я приехала в Грузию в 2013 году в мае. Идея была моя, но маршрут больше продумывал мой напарник Андрей, за что ему большое и огромное спасибо. Второй раз я была уже по работе, не самый лучший вариант, если хочется насладиться красотами, общением с людьми, да, и просто отдохнуть.
В 2013 году мы ехали по южным достопримечательностям Грузии. Должна сказать, что многие вело-туристы избегают этого маршрута. Из главных минусов – это пастушьи собаки, а именно алабаи. Этакие машины смерти размером с теленка, которые воспринимали нас как угрозу стаду, т.к. не знали, что такое велосипед. Также на юге практически нет родников, чего не скажешь про север и центр страны.
В этот раз маршрут продумывала я уже самостоятельно и теперь уже по северам, т.к. поездка была запланирована на вторую половину июля, пожалуй, чуть ли не самую жаркую пору для поездки. С одной стороны мы рисковали попасть под сильную жару, с другой мы могли смело ехать в горы, где в это время как раз сходит снег и перевалы можно проехать, а не полюбоваться на сугробы и спускаться обратно вниз.
В целом наш полный маршрут выглядел так:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=sqhjfpadxyuhvtpe
Напутствие тем, кто решит ехать по аналогичному маршруту
Газовые баллоны с резьбой можно купить только в Тбилиси. Один большой баллон на двоих, мы как раз купили в магазине по адресу: Mitskevichi str.68, если что их телефон +995322371919
Также в Тбилиси рекомендую купить батарейки. Мы этого не сделали и рисковали остаться без навигации. Батарейки, которые покупали по дороге, умирали со скоростью нажатия кнопочек на навигаторе.
На наш старт мы закидывались на маршрутке. До Казбеги и Батуми они едут с автовокзала рядом со станцией метро Didube. Маршрутки бывают двух типов: первый типа “VIP”, т.е. только с посадочными местами; второй, с багажником наверху, которые просто идеально подходят для перевозки велосипедов. Маршрутки на Кахетию ездят с другого автовокзала, увы, не вспомню названия. Стоит также обратить внимание, что маршрутки отправляются не по расписанию, а по мере заполнения.
Маршрутки до Казбеги по факту едут до горы Казбеги, т.е. до населенного пункта Степанцминда, а не погранперехода с аналогичным названием. Наш старт находился в Гвелети, который находится в нескольких километрах дальше от Степанцминды, за что мы накинули водителю 10 лари и он довез нас до поворота на Гвелетские водопады.
Также стоит сразу попробовать купить обратный билет на поезд из Батуми до Тбилиси. Мы этого не сделали, из-за чего провели бессонную ночь в маршрутке без верхнего багажника, в которую наши велосипеды поместились только после почти полной разборки. Стоит также обратить внимание, что жд станция в Батуми находится не в самом городе, а в соседнем населенном пункте Махиджаури.
После Лентехи идет очень плохой участок дороги примерно 45км, на протяжении которого, нет населенных пунктов и магазинов. Следующее кафе, оно же магазин и гест-хаус, в Ушгури. Так что стоит купить еды заранее.
Для любителей молочных продуктов, рекомендую в магазинах спрашивать мацони (это йогурт), но не заводской, а домашний. Они бывают в пластиковых стаканчиках, а бывают в стеклянных баночках. Самый вкусный в стеклянной баночке, которую могут продать, если договорится, что вы сейчас съедите и вернете ее обратно.
Дорога
Первая ночевка была у подножия двух Гвелетских водопадов. В Гвелети два водопада, но гиды обычно ведут только, на какой-нибудь один.
И в первую же ночь горы встретили нас сильным ливнем, из-за чего никто из нас не смог нормально выспаться. Моя летняя палатка продувалась, а летний спальник (который я взяла из-за его легкого веса) совсем не согревал. У моего напарника Саши была другая напасть, палатка протекла, и намок спальник. Нас не удивил дождь в горах, что вполне обычное явление, но такая напасть в начале пути, не прибавляет сил.
Ночь не задалась, зато утро порадовало нас видом второго водопада, который мы не посмотрели накануне.
А проехав несколько километров до Степанцминды, мы остановились ради плотного завтрака, который воодушевил и прибавил сил. Чихиртма и хинкали - идеальный завтрак для велотуриста.
Дорога от Степанцминды очень живописная и по большей части идеальный асфальт, за исключением небольших кусочков, где его смыло.
Перед Гудаури нас ждал затяжной серпантин вверх и почти у самой вершины вот такая красота:
Это минеральный источник с вкуснейшей водой, которых на маршруте более чем предостаточно.
Взобравшись на перевал и перекусив в Гудаури, мы начали многокилометровый спуск, который, по сути, закончился только в окрестностях Натахтари на следующий день. Ближе к вечеру первого дня мы сделали остановку, чтобы купить мед, который проехал с нами почти всю Грузию. На нашем маршруте мы видели мед только в горах.
По дороге мы несколько раз спрашивали местных, возможно ли проехать от Мцхеты до Гори по нижней трасе, не по основной автостраде, чтобы избежать встреч с фурами, но все нас отправляли именно на нее. В итоге мы все же смогли проехать по нижней трасе. В Мцхете есть мост через реку Кура, который находится рядом с несколькими храмами на ней же. Это была одна из самых наименее загруженных дорог с вполне хорошим асфальтом.
Центральная часть нашей поездки от Мцхеты до Зестапони, как ее финишная прямая от Зугдиди до Батуми сопровождалась сильно жарой. Из-за чего каждое утро мы выезжали пораньше, а днем была 3-4-х часовая сиеста с фруктовым обедом, вином или остановкой в каком-нибудь придорожном кафе. Одно такое кафе нам запомнилось приятными ценами, теньком и хозяевами, которые говорят только на грузинском и знают лишь несколько слов на русском.
Активный набор высоты у нас начался после Зестапони и продолжался практически до вершины Загаро (2600м над уровнем моря с небольшим хвостиком).
Самая плохая дорога, она же самая ближайшая к российской границе, у нас была между Лентехи и Ушгури. Это каменистая одноколейная дорога с огромным количеством джипов с туристами.
На ней мы встретили польских мото-туристов, которые развеселили нас вопросом: «А как Вы укрылись от шторма?». Тот небольшой дождик, который накрыл нас в начале подъема накануне, для них показался штормом. Хотела бы я узнать, как бы они назвали тот ливень, который накрыл нас в Гвелети.
Было и еще много моментов связанных с этой частью дороги. В частности вопрос от местных, которые проезжали вниз на джипах (мешая тем самым нам подниматься вверх по этой же трасе) и спрашивали: «куда едете?», а куда еще можно ехать по единственной дороге в горах?! У нас было только 2 варианта: вверх, т.е. в Ушгури и вниз, т.е. в Лентехи и мы «ехали», точнее сказать большую часть мы просто тащили велосипеды, именно вверх, т.е. им на встречу.
Но в номинации «самый абсурдный вопрос» победил однозначно: «How are you?». Как у меня могут быть дела, когда я целый день тащу велосипед, предварительно проехав через месиво грязи в низине перед самым подъемом. Тут я себе не отказывала в нецензурных выражениях на русском матерном, по поводу того, что я думаю про сотый джип, едущий навстречу и туристов, которые в нем комфортно катятся вниз и задающие столь абсурдный вопрос в данном случае. Пожалуй, на этой дороге, единственные кто хоть как-то понимал все происходящее, это попутно проезжающие мото-туристы на эндуро, которые жаждали доехать до хоть какого-то населенного пункта и чтобы эта дорога все же закончилась.
От Зугдиди до Поти, большую часть пути мы проехали по полям, объезжая основную трасу с фурами, причем в буквальном смысле.
Чем нам запомнились города
Ананури – крепость-храм и шикарный вид на реку Арагви. Мцхета - крепость, огромное количество храмов и отличное место в деревьях рядом с рекой для сиесты. Хашури – город гамаков, которые там продавались на каждом шагу. Сурами – маленькая крепость с часовней, где мальчишка продает свечки «только православным»! Забавно, но факт.
В Гори – крепость. В Уплисцихе древние руины. Зестапони – это транзитный городок с огромным количеством кофеин, где можно купить именно кофе, ну, и в силу сезона мороженное. Ткебули мы пролетели, т.к. это безумно мрачный город. При этом вид сверху на него оказался очень даже живописным. Рядос с Шаори – старинный собор Святого Николая.
После Альпана начинается живописнейшее ущелье. Рядом с Лайанури местный пастух рано утром предложил выпить чачу, а после отказа принес яблок, чачу и странного кислого вина. В Лентехи нам впервые за долгое время попалось кафе, где мы также смогли купить овечьего сыра (до этого нам попадался только на коровьем молоке). Ушгури запомнился ливнем, ночлегом в гест-хаусе и сванскими башнями.
Зугдиди – большая деревня с приятным низким ценником на еду. Григолети – колонка у дороги и в целом пляжная деревушка. Кобулетти – очень пляжно-туристический город. Поти – уютный, радушный и приятный для жизни и туристов городок (тут мы порядком оторвались на еде и отдыхе).
Батуми – это Батуми. Самый турецкий город в Грузии. Здесь есть шикарная набережная с велодорожкой, мечеть, турецкие магазинчики, донэр-кебабы, канатная дорога, рыбный рынок, через стенку от которого есть кафе, где вам могут приготовить эту рыбу.
Ну, и конечная точка нашего маршрута – Сарпи. Чистой воды безумие, т.к. это даже не город в традиционном понимании. Вдоль набережной идет дорога в 2 полосы с одной стороны дома, с другой стороны пляж (половина грузинская, половина турецкая), а на дороге: очередь из фур на границу, маршрутки, легковые авто, отдыхающие, для полноты картины не хватало, пожалуй, пасущихся коров.
Кого мы встретили на нашем пути
Помимо местного населения на пути нам встретились. Американец, который один ехал кругосветку на велосипеде. Новозеландская пара. Две команды чехов. Молодожены: англичанка и австралиец Дэвид и Холли Пэтридж (www.nowhere2far.com), с которыми также ехал литовец Томас. Англичанин, Марк Воллис (wallisonwheels.net). Итальянец Луиджи, который поздоровался и унесся в Турцию. Две девчонки из Украины, которые ехали нам на встречу в Местию, а также другие по внешнему виду европейские велотуристы, которых мы видели на спусках и подъемах.
Также мы несколько раз пересекались с польскими и австрийскими мотоциклистами. Раза три нам попадались одни и те же джипы с австрийскими номерами и звучной надписью на запаске «Harry on wheels tours».
Итоги
В целом этот маршрут очень насыщенный как культурными достопримечательностями, так и природными красотами, но не охватывает всех красот Грузии. На пути встречается много источников воды, чтобы попить, помыться и постирать одежду. Нет такого большого обилия пастушьих алабаев, а те мелкие шавки, что пытаются лаять, в принципе не несут никакой угрозы. Этот маршрут реально проехать за 2 недели, при этом устраивая 2-3 дневки, там, где вас пробрало красотами.
На вопрос стоит ли ехать в Грузию на велосипеде? У меня ответ: «Да, стоит!», но не стоит ждать халявы. Дороги в Грузии варьируются от очень хороших и загруженных машинами, до совсем убитых. Опять же один очень важный плюс, это возможность практически в любой момент можно сойти с маршрута в случае ЧП и доехать в любую точку страны, благодаря хорошо развитому маршрутному сообщению.
Из трех моих поездок, две которые были в качестве туриста, я могу сказать, что до сих пор не видела все и еще остались места, ради которых я была бы готова вернуться обратно.
p.s. на сладкое немного панорам: