Собственно, прототип самолета был разработан уже в 1923 году (первые полеты - 1926-й). А последние упоминания о применении в финских уже ВВС относятся к 1945-му году -около двадцати лет в строю...
К 1929-му году появилась новая спецификация 2/29. Под ее требования была разработана модификация самолета T.5B Ripon Mk.IIA с передним пулеметом Vickers, новейшей подвижной турелью Fairey для заднего пулемета Lewis и прозрачным колпаком под фюзеляжем для облегчения прицеливания для бомбометания. Еще более поздняя модификация относится к началу тридцатых - T.5B Ripon Mk. IIC. Правда, уже к 1935-му Ripon-ы заменяются на более совершенные модели.
Но самолет ждала и вторая жизнь. Были разработаны экспортные версии самолета - первый вариант (испанский) был неудачен, второй - финский - более известен. Финны передали самолет на производство на свой знаменитый завод Valton. К 1934-му построили 25 "финских" Рипонов...
По требованию заказчика было предусмотрено применение сменного колесного/лыжного/поплавкового шасси, позволявшего эксплуатировать самолет круглый год в сложных условиях Финляндии (огромная сеть озер и рек, а также окрестные моря; с учетом малого количества аэродромов).
Во время Зимней войны 1939-1940 года самолет активно использовался - группа Lelv 16 действовала в Северной Карелии, выполнив за время войны 110 боевых вылетов (главным образом на разведку и разбрасывание листовок).
Самолеты группы Lelv 36, базируясь на гидроаэродроме Кальвик (у Хельсинки), летали на противолодочное патрулирование. После того как один из гидросамолетов этой группы был сбит советскими истребителями 23 декабря 1939 г. у берегов Эстонии, на применение «Рипонов» в дневное время наложили запрет.
В общей сложности за время советско-финской войны было потеряно четыре «Рипона».
В ходе войны против СССР «Рипоны» использовались как разведчики и ночные бомбардировщики. С середины 1942 г. шесть остававшихся в строю самолетов этого типа применялись в качестве противолодочных и поисково-спасательных в районе Аландских о-вов. Боевые потери в войне 1941–1944 гг. составили три машины. Последний вылет финского «Рипона» состоялся 16 февраля 1945 г.
«Рипон» IIF, будучи типичным продуктом авиапромышленности начала 30-х к Второй мировой войне устарел как морально, так и физически. Только нехватка гидро-самолетов вынуждала ВВС Финляндии и далее эксплуатировать эти изношенные машины.
О спутниковой связи, современной и мобильной, - читайте тут.
Всем удачи и мирного неба над головой!