Жёлтый цвет неоднозначен. Его репутация изрядно подмочена сумасшедшими домами и Булгаковым. Выступлю адвокатом и попробую оправдать незаслуженно обиженный цвет, и, если не заставить полюбить, то хотя бы вернуть его в ванные комнаты. Встать! Суд идёт!
В словаре Даля упоминается жёлтый дом, дом умалишённых, от жёлтой окраски обуховской больницы в Петербурге. С таким бэкграундом как-то поостережёшься впускать жёлтый цвет в свой интерьер… А, может, всё не так уж и страшно?
Наум Синдаловский, собравший «Легенды и мифы Санкт-Петербурга» в произведении «На языке улиц. Рассказы о петербургской фразеологии» (32 стр.) пишет:
«В состав Обуховской больницы входил и так называемый Дом призрений для умалишённых. Это было первое в Петербурге, да и во всей России учреждение подобного рода. Первоначально Дом призрения был выкрашен в традиционный для тогдашнего Петербурга жёлто-песочный цвет. Но именно он стал решающим признаком для фольклорного названия этого богоугодного заведения - "Жёлтый дом". Очень скоро так стали называть вообще все сумасшедшие дома»
То есть, жёлтый цвет был традиционным для тогдашнего Петербурга, и не нёс никакого специфического контекста. Ну что ж, дайте две!
Существует ещё один письменный источник, окончательно «обеляющий» жёлтый цвет по данному вопросу:
Аттенгофер, Генрих Людвигович — доктор медицины, более 20 лет проживший в России, родился в Швейцарии около 1765 г., умер в Санкт-Петербурге около 1839 г. В одном из своих сочинений он пишет: «Потом покрывают стены онаго какою-нибудь краскою. Самая употребительнейшая ныне вообще, которая при том и прекрасный имеет вид, есть желтоватая с белою местами опушкою. Таковою покрыта большая часть домов, и взор с удовольствием останавливается на сем простом украшении столицы»
В описываемом XIX веке, оказывается, жёлтый цвет в Петербурге служил украшением, а не устрашением! А запомнился только «жёлтый дом» в связке с душевнобольными, вот такие дела. А что прекрасный вид имеет, так это истинная правда. Вот пример такой ванной комнаты, что «желтей желта золота», - ещё один эпитет из словаря Даля:
Сложнее защищаться, когда в бой идёт тяжёлая артиллерия – классика.
«… Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет» М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» Отрывок из главы 13: Явление героя
Все помнят этот отрывок про жёлтые цветы, и что цветы были отвратительными. А что за цветы? В романе об этом написано, но позже, в 19 главе:
«Боги, боги мои! Что нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонёчек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне не известно» М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» Отрывок из главы 19: Маргарита
Мимоза – род цветковых растений семейства бобовые. Произрастает преимущественно в Южной Америке и в Австралии. А то, что мы привыкли дарить женщинам на 8 Марта – акация серебристая. Этот вид широко распространён на Черноморском побережье Кавказа, и ветки именно этого растения являются традиционным подарком на Международный женский день.
Вот такая путаница в терминологии, тянущаяся, как оказалось, ещё со времён Булгакова.
Хотя, по поводу растительных заблуждений можно целую энциклопедию написать. Правда, прочитав её, многие ужаснутся, и мир их никогда не будет прежним: и ромашка – не ромашка, а нивяник; и жасмин – не жасмин, а чубушник; и калган – не калган, а лапчатка… Что уж говорить про мимозу и бешеный огурец… «Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята», - как пел Высоцкий. А про камыш с рогозом лучше и не заикаться – сплошное расстройство.
Хорошо, что плитка – это плитка, а не какая-то пластиковая подделка:
В природе жёлтый цвет нередок. Причём не только на ядовитых лягушках и гусеницах (сигнальный цвет – «не ешь меня!»), но и на вполне безобидных вещах: яичный желток, лимон, банан, одуванчик, цыплята, кукуруза и канарейки…
Жёлтый цвет яичному желтку придают природные красители класса каротиноидов. Для окраски глазурей, красок и керамических масс в жёлтый цвет используются специальные пигменты на основе соединений сурьмы, свинца, титана, циркония, ванадия и других. Кроме пигментов, жёлтый цвет могут давать оксиды титана, железа, иногда никеля.
Природная жёлтая охра и жёлтый песок обязаны своим цветом ионам трёхвалентного железа. Цвет охры часто и успешно используется в плитке:
Жёлтый цвет почти оправдан. Но остаётся небольшой осадочек, как с теми ложками, что впоследствии нашлись. Жёлтый цвет на «языке цветов» считают цветом разлуки. То ли жёлтые тюльпаны, которые вестники разлуки, врезались всем в память, то ли жёлтое такси: «Подъехало такси ярко-жёлтого цвета. Жёлтый цвет и вправду к разлуке». Эльчин Сафарли, из книги «Я вернусь»
Послушаем, что говорят живописцы о жёлтом цвете. Вот кто должен непредвзято относиться к любому оттенку. При подготовке к написанию статьи мне попалась цитата: «Кандинский утверждает, что жёлтый — это цвет жизни. Теперь понятно, почему этот цвет так неприятен для глаз» Эмиль Мишель Чоран, из книги «Признания и проклятия»
Иронично. Но - ура! - есть слово в оправдание жёлтого от известного русского художника. Ищем цитату Василия Васильевича в оригинале (вдруг она неточна или вырвана из контекста). В книге «Василий Кандинский. О духовном искусстве» Москва, Архимед, 1992 можно прочитать следующее:
«Жёлтый Gelt
Жёлтый цвет – типично земной цвет... При сравнении с душевным состоянием человека его можно рассматривать, как красочное изображение сумасшествия, не меланхолии или ипохондрии, а припадка бешенства, слепого безумия, буйного помешательства. Больной нападает на людей, разбивает все вокруг, расточает на все стороны свои физические силы, беспорядочно и безудержно расходует их, пока полностью не исчерпывает их…»
Это фиаско. Вместо поддержки – удар под дых от художника с мировым именем, получившего признание в качестве одного из лидеров абстрактного искусства. В июне 2017 года на аукционе «Сотбис» за 22 минуты дважды был побит рекорд на работы Кандинского: «Мурнау — пейзаж с зеленым домом» был приобретён за 26,7 млн долларов, а «Картина с белыми линиями», до 1974 года висевшая в Третьяковской галерее, была продана за 42 млн долларов.
В 1995 году в рамках Дней Кандинского в Одессе на доме № 17 по улице Дерибасовской, где жил художник, была открыта мемориальная доска. Привет одесситам, хоть и не жалуют они жёлтый цвет.
Спасибо The Beatles с их Yellow Submarine – пропели слово в защиту моего обвиняемого. Не перевелись ещё оптимисты, которых не смущает жёлтый цвет!
As we live a life of ease
Everyone of us has all we need
Sky of blue and sea of green
In our yellow submarine ( The Beatles. Yellow Submarine )
Синего неба и зелёного моря тем, кто в танке. Тьфу ты, тем, кто на подводной лодке отличного жёлтого цвета!