Куда деть руки? Этот вопрос волнует многих моделей и фотографов во время съёмки. Действительно, руки - это такой же важный элемент портрета, как лицо.
Вот что, например, говорит М. С. Наппельбаум в своей книге «От ремесла к искусству»:
«Руки - чрезвычайно существенный элемент в композиции не только потому, что они сообщают ей завершённость, участвуя в структуре кадра. Как правило, они весьма выразительны, они соответствуют общему строю всей фигуры человека, гармонируют с его лицом, дополняют представление об индивидуальности человека. Мне приходилось встречать людей, у которых руки находились в резкой дисгармонии с их общим обликом. Однако при дальнейшем знакомстве оказывалось, что именно руки вернее, нежели лицо, характеризовали того или другого человека.»
То есть, важная задача фотографа в том, чтобы передать зрителю самые характерные жесты портретируемого. Это также важно, как и показать характерные черты его лица.
Тут необходимо сделать небольшое отступление. Портрет, в классическом понимании - это отражение индивидуальности человека. На выполнение этой задачи направлены: композиция, свет, фон, поза, одежда, причёска, выражение лица и т.д.
Но существует направление фэшн, для которого такая индивидуальность не важна. В фэшн фотографии выражение лица и положение рук должны отражать веяния моды, современных тенденций, а не внутреннего мира конкретного человека. Иногда поза модели намеренно делается вычурной, чтобы усилить этот эффект.
Хотя, это всё может вполне перемешивать. В фэшн фотографию добавляют индивидуальности, а в художественный портрет добавляют немного фэшна. В фотографии нет чётких границ, особенно, когда конкуренция вынуждает экспериментировать, чтобы как-то выделяться.
Вернёмся к основной теме нашей заметки. Если руки настолько важны, то как же ими управлять на съёмке? Ответ напрашивается сам собой - руками управлять нужно также, как управлять выражением лица.
Достаточно создать нужное настроение и перестать пытаться позировать. Нужно отвлечься от мысли, что на съёмке присутствует фотоаппарат. Некоторые фотографы дают моделям в руки что-то подержать, чтобы снять напряжение. Руки сами лягут, как надо, как только вы перестанете о них думать.
То есть, задача фотографа - заставить модель что-то делать, проявлять себя. Чем больше вы отвлекаете модель от мыслей о съёмке, тем лучше получатся фотографии. Модель постоянно чем-то занята, что-то делает, а фотограф всё время наблюдает и ловит нужные моменты, своевременно поправляя, если это необходимо.
Но как понять, какие моменты нужно ловить? Когда и как нужно поправлять?
Здесь нам поможет только опыт и постоянные тренировки:
1) Больше фотографируйте. А во время съёмки чаще меняйте сюжеты: делайте портреты дома, на улице, сидя, стоя, лёжа, за столом, на столе, под столом, на шкафу. Как угодно, главное - постоянно что-то делайте. Не бойтесь показаться глупым. Берите сначала количеством, а качество придёт со временем.
2) Смотрите больше хороших фотографий.
Худшие примеры для просмотра - это наборы типа: «500 лучших поз для модели». Там нет ничего полезного, не тратьте на них своё время.
Вместо этого, смотрите на фотографии великих или просто хороших фотографов. Если не понимаете, как определить, хороший фотограф или нет, то есть простой, но действенный способ:
Чаще всего, известные голливудские актёры фотографируются именно у хороших фотографов. Поэтому, ищите художественные фотографии своих любимых актёров. Смотрите, в каких позах они фотографируются, и пытайтесь повторить эти позы.
3) Старайтесь не допускать визуальных ошибок при позировании.
Бывают такие положения рук, ног, головы, которые выглядят не очень привлекательно.
Этот вопрос довольно подробно изучал Уильям Мортенсен. Рекомендую почитать его книги. Особенно приятно, что одна из его книг переведена на русский язык: «Модель. Проблемы позирования».
Но не особо увлекайтесь. Слишком правильные фотографии могут смотреться чересчур наигранными. За ошибками нужно следить, но не нужно их бояться. Иногда ошибки могут даже привести вас к чему-то новому и интересному.
4) Полезно будет разобраться в том, как разные жесты могут восприниматься зрителем.
Эти знания могут пригодиться при съёмке портрета. Можно почитать известного австралийского писателя Аллана Пиза, а также другие книги про язык тела.
-----------------------------
Читайте нас на Яндекс Дзене, смотрите на YouTube.
У нас много интересного и оригинального материала на фотографическую тему, так что подписывайтесь на наши каналы, чтобы ничего не пропустить.
Напоминаем, что у нас ещё есть отличный авторский Телеграм канал без рекламы — t.me/koldunovs. Там у нас есть чат фотографов, в котором можно общаться и обсуждать новые материалы.