Самый грандиозный и масштабный проект последних десятилетий СССР - строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Что интересно, почти удавшийся проект, стоивший государству какое-то немыслимое количество денег. История БАМа непроста, и те, кто в 70-80-е отправлялся, полный вдохновения и энтузиазма, покорять таежные просторы, понятия не имел, что отнюдь не является первопроходцем.
Немного о корнях "стройки века". На карте видно, как близко к границе Советского Союза к Китаем проходит железнодорожная магистраль. Это Транссиб, построенный еще при царе и соединяющий европейскую часть России с удаленными регионами Сибири и Дальнего Востока. Слишком близка граница, правда? В 30-е годы, когда ситуация в стране более или менее стабилизировалась, возникла мысль, что неплохо бы сделать ж/д-дублера, так называемую рокаду. А ну, как война с Китаем? История с комсомольцами-добровольцами в 30-е не дала ощутимых плодов, поэтому в дело пустили бесплатную рабочую силу - заключенных. Тогда и появилась аббревиатура БАМлаг.
Тайга, зимой до - 50, летом до + 40, гнус, вечная мерзлота, горные хребты, болота и бурливые реки. Из инструментов - пила, топор, кайло да лопата. Народу нагнали немало, но к началу Великой Отечественной амбициозные планы центра так и не были осуществлены. После войны стройку продолжили, усилив "зэка" японскими военнопленными. В то время было построено два участка - западный (от Тайшета до Усть-Кута) и восточный (от Комсомольска-на-Амуре до Советской гавани). А между ними по-прежнему шумело "зеленое море тайги". В 1953, после кончины Сталина, проект заморозили и забыли о нем почти на два десятилетия.
К концу 60-х, однако, интерес возрос вновь. С одной стороны, в связи с политической ситуацией опять задумались о тыловой железной дороге, с другой - неугомонные геологи выдали результаты своих изысканий. Недоступная тайга оказалась настоящим "эльдорадо", в недрах которого миллионами лет копились медная и железная руды, уголь и слюда, асбест и золото. И понеслось...
Был создан научный совет по проблемам строящейся магистрали для составления планов и карт. Ведь дорога должна была пройти по местам, где регистрируется до 2 тыс. землетрясений в год. Геологи, географы, сейсмологи составляли научные карты с нанесением глубин залегания и прочности вечной мерзлоты, с обозначением лавиноопасных участков, направления движения наледей, периодичности и силы подземных толчков.
В апреле 1974 года Байкало-Амурскую магистраль объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Разумеется, все началось с пропаганды и комсомольского съезда.
По Транссибу покатились поезда, битком набитые шумными, бодрыми и вдохновленными на подвиги комсомольцами обоих полов. На места они доставлялись вертолетами, которые и были главным средством сообщения между цивилизацией и лагерями добровольцев.
Сказать, что было трудно - это не сказать ничего. Но, как известно, песня строить и жить помогает. А песни были по-настоящему классные. Даже сейчас, когда слушаешь молодого и энергичного Александра Градского, хочется совершить хоть что-то героическое. Разумеется, такие песни могли писать только Александра Пахмутова и Николай Добронравов.
Стоить БАМ взялась вся страна. От старой Транссибирской магистрали на север в тайгу двинулись стройотряды. Для линий связи и электропередач прокладывали просеки, прорубаясь сквозь тайгу, отсыпали грунтовые дороги, подтягивали тяжелую технику. Жгли костры и пели, согреваясь жаром молодых сердец.
Культовая песня "БАМ" Оскара Фельцмана на слова Роберта Рождественского была исполнена как финальная, а значит - центральная, на "Песне-74" Владиславом Конновым и ансамблем "Советская песня" под бурные аплодисменты зала и кадры молодых бамовцев на экране.
Юноши и девушки тысячами ехали на БАМ со всех концов страны. Они ехали строить и жить (и ведь строили и жили!), вдохновленные героикой трудовых будней, лозунгами и речами. Множество фильмов, документальных и художественных, было снято о строителях БАМа. И каждый раз съемочная группа спрашивает: "Почему вы здесь?" Ответы, как правило, весьма неопределенные, но среди них есть один, который вызывает особенные чувства: "Потому что я хочу сделать в своей жизни ДЕЛО"...
Гостелерадиофонд продолжит рассказывать о подробностях советского мегапроекта БАМ в новых публикациях.
Смотрите видео и слушайте радио на наших официальных каналах на Yotube "Гостелерадиофонд. Советское телевидение" и "Гостелерадиофонд. Советское радио".
Здесь мы расскажем вам о том, что осталось за кадром, и поможем с выбором интересных материалов.
Подписывайтесь на наш канал. Прошлое может вас удивить! Обсуждайте и ставьте свои лайки!