Нас часто спрашивают: почему на российских автомагистралях максимальная разрешенная скорость — 130 км/час, когда по ним можно ехать гораздо быстрее? Как обычно, не всё так однозначно.
Мы уже объясняли, почему при строительстве скоростных автомагистралей рассчитывается одна скорость (она выше), а разрешается другая (она ниже), но дело не только в инженерных терминах и дорожных ГОСТах.
Привет, человеческая реакция!
Самая распространенная причина всех ДТП в России — это превышение скорости. На долю аварий по этой причине приходится 70% всех столкновений, говорит статистика ГИБДД.
«Скорость автомобиля является первой причиной смертности в дорожно-транспортных происшествиях. Либо неправильная оценка ситуации, когда водитель движется со слишком большой скоростью, либо умышленное превышение скоростных режимов, предусмотренных дорожными знаками», — заявил начальник ГУОБДД МВД России, полковник полиции Олег Понарьин.
В «скоростных» ДТП одну из ключевых ролей играет человеческая физиология, а именно — время реакции на ту или иную дорожную опасность/знак/происшествие.
В среднем это давно подсчитанное значение — 0,5-1 секунда. От скорости реакции во многом зависит, как быстро водитель остановит машину после обнаружения опасности (см. схему ниже). Например, если водитель начнет тормозить на скорости 100 км/час, путь до полной остановки машины составит 92 метра. Да и то при условии, что дорога будет сухая.
Дорога в порядке, а водитель?
Когда речь заходит о дорогах категории IA, то строители ещё на этапе проектирования сводят к минимуму вероятность «внезапных опасностей». На скоростных трассах нет перекрёстков, светофоров, «зебр», пересечений с другими дорогами в одной плоскости, «слепых участков». Поэтому у водителей нет нужды в постоянном маневрировании — перестроениях, обгонах и торможениях.
Однако нельзя исключать человеческий фактор, ведь на скоростных дорогах, где в принципе
Запрещается остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаком 6.4 или 7.11. (ПДД. Раздел 16. Пункт 16.1)
Иногда происходят чрезвычайные ситуации: аварийные остановки из-за поломки автомобиля, отсутствия горючего и т.п. На любое из этих событий водитель должен успеть отреагировать: принять решение и совершить нужный манёвр.
И на каждое из этих действий, как уже доказали эксперты, водитель затратит разное количество времени. Оно меняется под влиянием множества причин: болезни, утомления, тяжелого эмоционального состояния и др.
У скорости плохой обзор!
Увеличение скорости связано и с другим фактором, который мешает реакции водителя — это угол обзора. Высокая скорость не дает среднестатистическому водителю возможность правильно спрогнозировать ситуацию, потому что он просто не видит всю окружающую обстановку.
На скорости 40 км/ч угол обзора водителя составляет 100 градусов. Это позволяет видеть препятствия на дороге, а также оценивать ситуацию справа и слева от дороги. На скорости 130 км/ч угол обзора составляет 30 градусов и менее, что сильно снижает возможность оценки водителем потенциальной опасности.
Несмотря на то, что высокоскоростные магистрали в цепочке дорожной безопасности — «водитель — автомобиль — дорога — среда» — обеспечивают стабильность двух важных факторов, главным звеном в этой системе остаётся водитель. Его надежность оценивается прежде всего способностью правильно и своевременно оценивать ситуацию и выбирать оптимальный режим движения. Соответственно, чем выше скорость — тем рискованнее поездка.
А что у них?
Вопрос о снижении скоростного режима на автомагистралях активно поднимается даже на родине «автобанов» — в Германии, где нет ограничений скоростного режима, есть только рекомендуемая скорость 130 км/час. Инициаторы считают, что введение ограничений сделает дороги более безопасными.
Более того, один из крупнейших автоконцернов объявил о том, что начнет снижать максимальную скорость в автомобиле. Таким образом производитель стремится к полному исключению возможности смертельного исхода или получения серьёзной травмы в своих автомобилях.