Найти в Дзене

ЭПОХА И ВЛАСТЬ: Представители правящей элиты на исторической фотографии

Портреты представителей среднеазиатской правящей элиты – важные документы политической истории и политической культуры региона второй половины XIX – начала ХХ вв. Это время было непростым для его руководителей. Менялись прежние государственные границы, с XVI в. разделявшие большую часть Средней Азии на три государства: Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства, рушились традиционные устои. В 1867 г. на завоеванной Россией территории было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, в пределы которого вошли земли Кокандского ханства. Ранее принадлежавший ему Ташкент стал столицей Туркестанского края. В 1868 г. потерпел поражение Бухарский эмират.

На исторических фотографиях последней трети XIX – начала ХХ вв. – лица тех, кто участвовал в этих и последующих событиях, определявших на протяжении почти полувека историю и судьбу региона. От них во многом зависело, как будут складываться взаимоотношения с Россией, сохранится ли мир и порядок.. Понимая историческую роль этих личностей, фотографы старались запечатлеть их портреты.

Первые фотографии властной элиты Хивинского ханства, включая портрет самого хана – Сейид Мохаммеда Рахима II Бахадур-хана, были сделаны Е. Г. Кривцовым в 1873 г., вскоре после подписания ханом мирного договора с Россией. На этом снимке хану нет и 30 лет, он совсем юноша, хотя был у власти уже почти 10 лет. Более поздние фотографии хана и его приближенных работы И. Волжинского датируются концом 1880-х – первой половиной 1890-х гг. Сейид Мухаммад Рахим II Бахадур-хан – предпоследний правитель узбекской династии Кунград в Хивинском ханстве. Он был просвещенным правителем, в юности учился в знаменитом медресе Араб Мухаммад-хана в Хиве.

-2

Рахим-хан сам писал поэтические газели (под литературным псевдонимом Фируз), собрал большую библиотеку редких рукописей и способствовал переводу многих известных литературных и научных произведений на узбекский язык. Под его покровительством в Хорезме было организовано книгопечатание. Современники характеризовали хана как слишком мягкого человека. Однако ему удалось в течение своего правления поддерживать относительно стабильное положение государства, несмотря на сложные политические условия, в которых оно оказалось, и сохранять ровные дипломатические отношения с Россией.

-3

После смерти Рахим-хана в 1910 г. во главе Хивинского ханства встал его сын – Асфандияр-хан. Время его правления было сравнительно коротким и еще более неспокойным, чем при отце. Ему пришлось пойти на большее сближение с Россией в надежде на ее помощь в борьбе с межклановыми и межплеменными распрями. Асфандияр-хан неоднократно бывал в Петербурге, был произведен в звание генерал-майора и отмечен российскими наградами – орденами Святого Станислава I-й степени и Святой Анны I-й степени, когда еще был тюря – наследником. Уже после прихода к власти в 1911 г. он был удостоен также одного из высших императорских знаков отличия – ордена Белого Орла, который в свое время был пожалован и его отцу. В 1918 г. Асфандияр-хан был убит в результате государственного переворота.

На исторических фотографиях запечатлены три последних эмира. Известна лишь одна фотография Сеид-Музаффар ад-дин Богадур-хана, возглавлявшего эмират с 1860 по 1885 гг., сделанная в первой половине 1880-х гг. Ф. Ордэ.. На период его правления пришлись события, кардинально изменившие внешнее и внутреннее положение Бухарского эмирата. В 1873 г. он был вынужден подписать договор, по которому эмират, хотя и признавался самостоятельным государством, но фактически попадал под протекторат России.

-4

Сам эмир посетил Петербург лишь в 1881 г. по случаю коронации Александра III, но регулярно отправлял туда посольства. В Пажеском корпусе в Петербурге воспитывался один из его тринадцати сыновей – Сеид-Мир-Мансур, получивший впоследствии звание поручика 3-го драгунского Сумского полка и долгое время проживавший в Москве. Умер Сеид-Музаффар ад-дин Богадур-хан в 1885 г. и был похоронен на кладбище Ишан Имло в Бухаре, рядом с могилами предков.

-5

Эмир Сеид-Абдул-Ахат-хан напротив, представлен на многих фотографиях, так же, как и его высокопоставленные сановники. Большинство из них были сделаны в 1880 – 1890-х гг. фотографами Ф. Ордэ – составителем одного из самых обширных фотоальбомов по Средней Азии и капитаном Л. С. Барщевским, которому принадлежит также замечательная серия снимков архитектурных памятников Бухарского ханства.

В этот период парадным фотографиям властной элиты в политической культуре стала отводиться значительная роль. Абдул-Ахат был четвертым сыном Музаффар-хана. В 18 лет он стал беком в Кермине (ок. 100 км от Бухары) и руководил этой областью до смерти отца. По праву наследования возглавить эмират должен был старший сын эмира Абдул-Малик, но после неудавшегося восстания тот бежал в Индию.

-6

Двое следующих по рождению сыновей умерли. Поэтому, когда в 1883 г. в Москве проходили торжества по случаю коронации Александра III, Музаффар послал присутствовать на них Сеид-Абдул-Ахата и ходатайствовал об официальном признании его наследником Бухарского ханства. Современники отзывались о нем как о просвещенном, европейски образованном правителе, писали, что он «очень умен, разговорчив, любознателен». Абдул-Ахат отменил рабство, уничтожил подземные тюрьмы, запретил пытки и зверские казни, реорганизовал армию, много сделал для упорядочения податной системы, развития добывающей промышленности и торговли в своей стране. При нем через земли Бухарского эмирата была проложена ветка Закаспийской железной дороги. Он стал первым из эмиров Бухары, чье правление прошло в тесном сотрудничестве с императорской семьей.

-7

Единичны фотографии предпоследнего правителя Кокандского ханства – Сеид Мохаммад Худояр-хана. Самой известной является его фотография 1871 – 1872 гг. из «Туркестанского альбома». Вероятно, тогда уже судьба Кокандского ханства была предрешена, хотя подписание договора о его окончательном вхождении в Туркестанское генерал-губернаторство, территории и народам которого был посвящен альбом, состоялось лишь в 1876 г.

Съемка политических лидеров всегда имела свою специфику, обусловленную как объективными, так и субъективными причинами. В конце XIX – начале ХХ вв. еще только происходило становление этого особого жанра – документальной фотографии, определялись его задачи и понимание значения для политической истории. Поэтому, несмотря на избирательный характер фотоматериалов, отражающих политическую элиту государственных и территориально-административных образований на территории Узбекистана в прошлом, они представляют ценнейший исторический источник.

-8

-9

-10