Найти тему
HM

Драконовы камни Древней Армении. Предшественники хачкаров

Хачкар (крест-камень), представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста, является продолжением в христианизированной культуре армян архитектурных памятников более древнего происхождения – вишапакаров (драконовы камни) или просто вишапов. Как и хачкары, вишапакары присуши только армянской культуре.

Вишапакары высечены из цельного камня, часто в форме рыбы напоминающая сома с орнаментами быков, баранов или птиц (журавли или аисты) и змей. Кроме этого, многие вишапы содержат другие рельефные изображения. Высота некоторых вишапакаров достигает более пяти метров. Как правило, драконовы камни устанавливались высоко в горах, часто у берегов озер, у истоков рек и подземных источников.

Больше всего вишапов встречается на территории современной Республики Армения, в частности, на Гегамском хребте (на западе озера Севан) и склонах горы Арагац (на высоте более 2,5 тыс. метров). Кроме того, они встречаются в провинциях Джавахк (ныне армянонаселенный регион Грузии) и Тайк (ныне территория Турции). Всего известно около 150 вишапакаров.

-2

Согласно исследованиям, самый древний из вишапов имеет возраст более 4 тыс. лет.

Существует множество версий о предназначении вишапакаров. Эти мегалиты изображали мифического дракона, перекрывающего источник воды, а возможно изваяния посвящались богине красоты Астхик или умирающему и воскресающему персонажу армянской мифологии Ара Прекрасному. Также есть мнение, что они использовались в качестве обозначения местоположение источников воды.

Но, по мнению доктора филологических наук, главного научного сотрудника Института археологии и этнографии Армении Армена Петросяна, вишапакары наглядно демонстрируют связь армянской мифологии с индоевропейской. Слово "вишап" переводят как "дракон". Но дракон – это крылатый змей, извергающий пламя. Вишапкар же изображает большую мифическую рыбу или змея. Также вишапы называются "аждаха", по имени персонажа из иранской мифологии Ажи Дахака. Этот образ связывают с мифологическим Змеем, который является антагонистом бога-громовержца. А противостояние Громовержца со Змеем – один из центральных сюжетов индоевропейской мифологии.

-3

На индоевропейском имя Змея*wel-. Этот корень в армянском языке развился в "gegh-" (в русском звучит как "гег-" или "гех-") и от него происходят такие названия как Гегама или Гехама (древнее название озера Севан – Гехама цов, т.е. Гегамское море.), Гехаркуник (историческая область вокруг Севана), Гегамский хребет. А как было сказано выше, именно здесь, на Гегамском хребте встречается больше всего вишапакаров – около 60. А самые большие их скопления – на горе Гех и возле крепости Гехи.

Кстати в фольклорных традициях многих народов, в том числе у столь далеких друг от друга хеттов и скандинавов, Змей изображался в форме огромной рыбы.

Это означает, что изначально вишапакары были связаны с "gegh", а иранское "вишап" пришло намного позже. Данный факт свидетельствует, что в армянской традиции вишапакаров сохранились следы исконно армянской индоевропейской мифологии.