Старообрядчество - одно из самых скрытных и противоречивых религиозных ветвей христианства. На сегодняшний день в России существует около 2 миллионов старообрядцев.
Но официальной статистики не существует - старообрядцы довольно закрытая община. Всего в стране около 200 приходов Русской православной старообрядческой церкви.
Кто такие старообрядцы?
Определение "старообрядчество" возникло в XVII столетии, после реформы Патриарха Никона, которая подразумевала существенные изменения как в богослужении, так и в обрядовой составляющей.
Самое явное изменение коснулось крестного знамения - если раньше было принято крестится двумя перстами, то после реформы вводилось трехперстное знамение. Тех, кто не принял все эти изменения стали называть старообрядцами и подвергать их гонениям. Старообрядцам пришлось уходить в подполье и молиться в домах.
Еще недавно в нашем обществе, в том числе и среди православных было принято считать старообрядцев сектантами. У них на самом деле есть ответвления сектантского толка, особенно среди беспоповцев, но крупнейшая организация старообрядцев так называемые "поповцы" на сегодняшний день официально признана РПЦ и в их храмах не возбраняется молиться.
Правда попасть туда довольно сложно. Даже православным не дозволяется заходить дальше притвора, прикладываться к иконам и совершать молитвенные действия. Я несколько раз был на старообрядческой службе, стоял в притворе и наблюдал за происходящим.
Обратил внимание на следующие отличия: большинство мужчин носят бороды, женщины - длинные платки. Иконы в основном старинные и деревянные, без позолоченных окладов.
Старообрядцы не признают святых, которые были канонизированы после никоновского раскола, поэтому икон Матроны Московской и Луки Крымского в их храмах не встретишь.
Чем старообрядческая служба отличается от службы в храме РПЦ?
Но главное отличие - это пение. Оно заметно размереннее, чем во время традиционной службы в храме Русской Православной Церкви и имеет свои особые интонации.
Старообрядческие службы довольно продолжительные - вечерня идет около четырех часов. Людей в храмах немного - когда я присутствовал на службе было не больше 10 человек. Но, возможно, на праздничной литургии прихожан намного больше.
Вообще, есть вероятность, что в ближайшем будущем старообрядческая церковь будет возрождаться и прихожан в ней станет больше. Сейчас заметно сближение РПСЦ и РПЦ и некоторые православные переходят к поповцам - им кажется, что у старообрядцев все по-настоящему и нет коммерции. Даже купола - и те черные.
Но на самом деле все просто - у старообрядцев мало прихожан, следовательно и средств на восстановление или постройку храмов не хватает. Вот например у Покровского собора в Казани черные купола - но изначально они были позолоченные и медные, просто со временем потемнели.
Есть мнение, что преподобный Серафим Саровский был старообрядцем. Якобы это подтверждает то, что на иконах он изображается с четками-лестовками, которые используют староверы. В некоторых книгах о нем приводятся воспоминания, что он осуждал старообрядцев, как раскольников, но те, в свою очередь, обвиняют авторов в мистификации.
История раскола XVII в России болезненная рана на теле Православной Церкви. Но все идет к тому, что она наконец-то заживет.