Найти тему

Байкальский заповедник - любовь длиною в жизнь

«Байкальский заповедник – это как первая любовь. Байкальское побережье стало моей второй родиной, а заповедник – делом всей жизни». Эти слова директор Байкальского заповедника Василий Сутула произнес много лет тому назад. Прошли годы, а первая любовь не прошла. И сегодня, когда заповеднику исполняется 50 лет, нам интересно узнать у Василия Ивановича, чем же так зацепило его это место?  

– Вы ждете, что я скажу: природа зацепила, но это будет не совсем полный ответ. Байкальская природа прекрасна, безусловно. Побывав в разных уголках нашей необъятной страны, в других заповедниках и национальных парках, я убедился, что Россия в своем многообразии великолепна. Но я-то работаю многие годы именно здесь. Зацепил интерес к работе, люди хорошие, вдумчивые и креативные. Это очень важно, когда есть команда специалистов, объединенных одной благой целью. Мы многое делаем для того, чтобы наши гости, приехав сюда, понимали ценность заповедника для страны и мира. А ценность и значимость Байкальского заповедника чрезвычайно большая.

– Кто из первых ученых поставил задачу сохранения этого уголка первозданной природы? Ведь Байкальский заповедник можно назвать лабораторией в природе.
– Да, территория заповедника всегда вызывала большой интерес у биологов, экологов, почвоведов, ботаников и многих других людей науки, кто изучает естественную природную среду. Мы проводим постоянный мониторинг, наблюдения, инвентаризационные работы и картирование основных компонентов природного комплекса Южного Прибайкалья.

Что касается ученых. Стоит вспомнить имена ботаников Иркутского государственного заповедника, которые одни из первых обосновали необходимость создания заповедника и рассказали в своих научных трудах об уникальности флоры этого района и ценности данной территорий. Это профессор Алексей Всеволодович Смирнов и доцент Нина Афанасьевна Епова. Поддержал предложение ботаников и ведущий зоолог ИГУ профессор Андрей Степанович Фетисов. Практические шаги по созданию заповедника были сделаны в 1967-1968 годах по инициативе Николая Тимофеевича Антоненко, возглавлявшего в то время Управление охотничьепромыслового хозяйства Бурятии. В подготовке документов для создания заповедника активное участие принимали сотрудники Баргузинского заповедника во главе с лесоводом Аркадием Ивановичем Ткаченко. Первым руководителем заповедника был назначен Трифон Сергеевич Кокорин.

Несколько слов хочу сказать о Нине Афанасьевне Еповой. Она отличалась большой целеустремленностью и трудолюбием, исследовала самые труднодоступные районы хребта Хамар-Дабан! В своих работах освещала уникальные особенности природы хребта, его растительного покрова. Она была первой исследовательницей, обратившей внимание на обилие здесь неморальных третичных видов. Именно она писала, что значение Хамар-Дабана как водосборной площади в водном балансе озера Байкал велико, что необходимо обратить особое внимание на организацию защитных мероприятий по охране растительного покрова этой горной страны. Особенно центральной части прибрежной дуги, которая кроме противоэрозийной и водоохранной роли растительности важна как охотничье-промысловый район и является территорией сохранения реликтов третичных широколиственных лесов. В пользу необходимости особой охраны этой территории она выдвигала еще один аргумент, что озеро Байкал с примыкающими к нему склонами Хамар-Дабана – одно из наиболее красивых и интересных мест в Союзе. Нина Афанасьевна погибла 30 августа 1960 года при переправе через речку Мишиху на участке, который входит в состав заповедной территории. Сотрудники заповедника чтут её память по сей день.  

-2

– При организации заповедника были и другие причины экологического плана: рядом началось строительство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината…

– Надо понимать, что юг Байкала – это промышленно освоенная и урбанизированная зона. Основным промышленным объектом и одним из основных загрязнителей экосистемы Байкальского региона, конечно, был БЦБК. Несомненно, важно было минимизировать потенциальный ущерб от такого крупного предприятия. И Байкальский заповедник, находящийся всего в 40 км от комбината, стал своего рода заслоном на пути вредного воздействия на природу. Следует отметить и другие причины. К примеру, соболя в течение ХХ века истребляли трижды – в начале века, перед Великой Отечественной войной и в 1960-х годах. Этот вид удалось восстановить и приумножить благодаря заселению особей соболя на Хамар-Дабане в пределах заповедника. Уже тогда стало ясно: никакие меры, кроме запрета хозяйственной деятельности, не смогут исправить ситуацию по восстановлению популяции. Также на юге Байкала за миллионы лет сформировались уникальные виды растительного сообщества, эндемики Южного Прибайкалья, которые важно было сохранить, о чем и заботились ученые.

– Расскажите, насколько многообразна флора и фауна заповедника?

– У нас представлено большое количество видов растений и животных, многие из которых занесены в Красную книгу Республики Бурятия и Красную книгу России. Эти и многие другие виды, без исключения, являются объектами охраны и главной ценностью Байкальского заповедника. Чтобы сохранить их, важно не подвергать изменениям среду обитания каждого представителя флоры и фауны.

Что бы ни говорили о выведении территории из хозяйственного оборота, на мой взгляд, именно такой подход является стабилизирующим при сохранении природы. Достаточно сказать, что на территории Байкальского заповедника сегодня практически исключены пожары, происходящие по вине человека, в то время как лесопожарная обстановка на территории республики почти каждый год очень сложная.  Дело в том, что мы ограничиваем доступ людей в заповедные леса – прежде всего, «диких» туристов, которые зачастую являются виновниками лесных пожаров. Экологическая ситуация в Байкальском заповеднике благоприятная. Нам удается, например, сохранять дикого северного оленя алтае-саянской популяции, занесенного в Красную книгу России, и целый ряд других животных. Вот это важно.  

– Пятьдесят лет на страже сохранения природы. Срок немалый. Изменились ли цели и задачи, которые стояли перед заповедником в первые годы его существования?

– Цель осталась прежней – сохранить природу в первозданном виде. Для этого необходимо решать четыре взаимосвязанные задачи. Во-первых, эффективно выстраивать методы охраны природного достояния. Во-вторых, проводить научные исследования: с каждым годом значение профессиональной научно-исследовательской деятельности на территории заповедника растёт. Специалисты должны знать, что нам предстоит сохранять, где необходимо усилить охранные меры. В-третьих, необходимо расширять экологическое просвещение населения. И, в-четвёртых, развивать познавательный туризм, где, в отличие от «дикого» пляжного отдыха, люди наслаждаются первозданной природой, не нанося ей вреда.

Ещё в 2011 году Байкальский заповедник был выбран в числе шести модельных природных территорий России по внедрению познавательного туризма. Наши усилия в реализации этого направления уже получили положительную оценку, как властей страны, так и общества. Для нас важно создавать такие условия для туристов, чтобы они становились ближе к природе, при этом относились к каждому насекомому, растению, животному с уважением, с любовью.

– Чтобы сохранять заповедную природу, необходимо организовать охрану территории заповедника. Так ли это?

– Да, это абсолютно верно. За годы существования заповедника удалось эффективно выстроить работу наших сотрудников,  и в первую очередь, службы охраны: перед злоумышленниками поставлен надёжный заслон. Благодаря слаженной работе государственных инспекторов задерживаются и привлекаются к ответственности нарушители, сводятся на нет незаконные вырубки лесов на особо охраняемых природных территориях и случаи браконьерства. Не обходится и без проблем: браконьеры активно пользуются прорехами в законодательстве, которые позволяют им безнаказанно уходить от преследования. Сложно, например, бывает доказать, что перед тобой именно браконьер. Кроме того, не теряет актуальности вопрос качественного подбора кадров – важно замотивировать людей, чтобы они были принципиальными защитниками природы.  

– Параллельно с охранными мероприятиями вы ведь активно занимаетесь и экологическим просвещением, не так ли?

– Экологическое просвещение местного населения и наших гостей нужно, так как одними запретительными мерами сложно изменить ситуацию. Очень важно работать с подрастающим поколением, чтобы мальчишки и девчонки учились с самого раннего детства по-настоящему понимать, любить природу и не причинять вреда растениям и животным. Лучше предотвратить, воспитать людей, умеющих сохранять природное достояние в  первозданном виде, чем после исправлять ситуацию.

Работая с людьми, мы видим, как меняется и ситуация на заповедных территориях. К примеру, в Кабанском заказнике улучшилась экологическая обстановка для рыб и птиц: в акватории заказника полностью запрещён промышленный лов рыбы, а любительский строго ограничен. В период миграции заказник становится спасительным оазисом для пяти миллионов пернатых во время долгого перелёта – они могут здесь отдохнуть, подкормиться. Уникален и животный мир Алтачейского заказника. Можно смело сказать: плотность диких копытных животных здесь самая высокая по республике. Дорогого стоит увидеть косуль, изюбрей, которые зачастую даже не убегают при виде человека.

– Юбилей – важное событие в жизни заповедника. Что бы вы пожелали ему и его сотрудникам, кому хотели бы сказать слова благодарности?

– В преддверии 50-летия хотелось бы отметить защитников природы и сторонников, поддерживающих деятельность заповедника, которые помогают нам в реализации задач, стоящих перед нашим учреждением сегодня. Это давние друзья и партнёры из Ассоциации сторонников развития экообразования, лидерства и тропостроения «Большая Байкальская Тропа», которые более 15 лет помогают нам строить и поддерживать экологические тропы. Это ОАО «Российские железные дороги», оказывающее нам поддержку в сохранении историко-культурного наследия. Это АО «Разрез Тугнуйский» (АО «СУЭК»), реализующее природоохранные проекты для развития ООПТ Бурятии. Это благотворительный фонд «Красивые дети в красивом мире», который оказывает большую поддержку в вопросах сохранения заповедного мира Алтачейского заказника. Это научно-исследовательские институты, которые помогают в изучении природных комплексов заповедника, и многие другие. Каждому из них хочется сказать спасибо за поддержку, надеемся, что с годами наша дружба будет только крепнуть.

Искренне поздравляю коллег с юбилеем Байкальского заповедника! Без вашего профессионализма, самоотверженности и любви к природе нам не удалось бы главное – сохранять природу и делать все для того, чтобы наши современники и следующие поколения имели возможность видеть это природное богатство.

Еще больше статей на сайте журнала "Мир Байкала"