Найти тему
Методист.рф

Оценка результатов с помощью компетентностно-ориентированных заданий

При обучении по новым стандартам ФГОС, часто затрагивается вопрос о проверке общих и профессиональных компетенций у обучающихся.

Так как компетентность – это способности, знания и умения, необходимые для эффективной деятельности специалиста в определенной сфере (области), то обучающийся должен усвоить хотя бы самый минимальный уровень компетентности за весь период обучения.

Основной причиной перехода на новые стандарты в образовании стал низкий уровень сформированности компетентностей выпускников.

Проверка компетенций, как общих, так и профессиональных – это комплексная задача и на ее решение должны работать весь педагогический состав, мастера производственного обучения, а также руководители практик. Общие компетенции (ОК) можно формировать весь период обучения, абсолютно на каждой дисциплине и междисциплинарном курсе (МДК), а профессиональные компетенции (ПК) чаще привязаны к конкретным дисциплинам и профессиональным модулям (ПМ).

Проверка уровня сформированности ОК и ПК проверяется на практических и лабораторных работах, при самостоятельной работе, во время прохождения учебной (УП) и производственной практики (ПП) обучающимися, при подготовке и защите курсовой работы (КР), во время сдачи квалификационного экзамена (КЭ). Для проверки уровня формирования компетенций используются компетентностно-ориентированные задания (КОЗ), которые должны быть прописаны в контрольно-оценочном средстве (КОС) промежуточной аттестации по диспиплине в форме зачета (в т.ч. дифференцированного) и экзамена. Такое КОЗ должно обеспечивать проверку всех ПК, относящихся к данной учебной единицы (дисциплина, МДК, ПМ).

КОЗ имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего студента безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?». Компетентностно-ориентированное задание даётся в виде описания жизненной ситуации или профессиональной задачи, в которой обучающемуся приходится решать аналогичные задачи из жизни или профессиональной деятельности.

Так как я работаю преподавателем в учреждении СПО, то активно применяю КОЗ для проверки умений, ОК и ПК по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах. Хочу представить пример КОЗ по дисциплине ОП.01 Операционные системы:

Дан образ диска (в формате ISO) для установки операционной системы Xubuntu. Необходимо создать виртуальную машину в программе VirtualBox и произвести установку операционной системы Xubuntu, используя образ диска. При установке операционной системы подобрать настройки виртуальной машины.

После установки необходимо создать учетную запись «Администратор» с полными правами доступа и учетную запись «Гость» с ограниченными правами. Произвести настройку языковой панели: включить панель, настроить смену раскладки клавиатуры. Произвести удаление стандартных программ из каталога «Games», используя терминал и права суперпользователя (root-доступ).

Произвести установку графического редактора, предварительно загрузив его в магазине приложений операционной системы. Настроить и запустить программу.

С помощью Терминала создать в пользовательском каталоге директорию со своей фамилией, в ней создать два текстовых файла с именами «hardlink» и «symbollink». Создать жесткую ссылку для файла «hardlink» и символическую ссылку для файла «symbollink».

Данным компетентностно-ориентированным заданием проверяется уровень сформированности ПК по дисциплине. Отдельная часть задания проверяет каждую ПК:

· ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.

Дан образ диска (в формате ISO) для установки операционной системы Xubuntu. Необходимо создать виртуальную машину в программе VirtualBox и произвести установку операционной системы Xubuntu, используя образ диска. При установке операционной системы подобрать настройки виртуальной машины.

· ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.

После установки необходимо создать учетную запись «Администратор» с полными правами доступа и учетную запись «Гость» с ограниченными правами. Произвести настройку языковой панели: включить панель, настроить смену раскладки клавиатуры. Произвести удаление стандартных программ из каталога «Games», используя терминал и права суперпользователя (root-доступ).

· ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.

Произвести установку графического редактора, предварительно загрузив его в магазине приложений операционной системы. Настроить и запустить программу.

· ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств.

С помощью Терминала создать в пользовательском каталоге директорию со своей фамилией, в ней создать два текстовых файла с именами «hardlink» и «symbollink». Создать жесткую ссылку для файла «hardlink» и символическую ссылку для файла «symbollink».

Задачная формулировка КОЗ задает деятельность. Она должна пониматься однозначно, быть интересна студенту. Задачная формулировка обязательно завершается вопросом, на который предлагается ответить и/или заданием, которое нужно сделать.

Методический спектр применения компетентностно-ориентированных заданий очень широк:

1. Они могут быть использованы при изучении нового материала без предварительного объяснения. В этом случае роль преподавателя выполняют источники информации, которые ребята должны подробно изучить для выполнения задания;

2. КОЗ могут быть использованы при закреплении нового материала и для углубления темы (в этом случае привлекаются дополнительные источники информации);

3. При составлении диагностических и контрольных заданий;

4. В качестве домашнего задания.

5. В качестве группового задания (при работе в группах), когда разные задания (вопросы) одного КОЗ распределяются между обучающимися.