Найти тему
Роман Апрелев

Шесть антивоенных фильмов

Оглавление

Война является одной из наиболее распространенных тем в кинематографе. И обычно режиссеры занимаются ее эстетизацией: взрывы намного красивее, чем в действительности, солдаты подлетают и падают в красивых позах. Это прежде всего зрелище. Бондарчук-меньшой в печальной памяти “Сталинграде” вообще уподобил пламя битвы фейерверку.

Очень редко авторы сознательно пропагандируют войну. Это надо быть фриком, типа Жириновского, чтобы петь: “Я ржавею, мне так нужна война!” (кажется, автором слов был его однопартиец Митрофанов). Но подлинно антимилитаристских фильмов не так уж много в общем количестве. Некоторые из них я предлагаю вспомнить (или узнать).

“Джонни берет ружье”

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Когда вышел в свет проходной вестерн “Джейн берет ружье”, я не заметил отсылку к старому фильму по сценарию Далтона Трамбо. Позднее мне довелось ознакомиться с этим шедевром пацифизма. Заглавный герой одержим патриотизмом, он рвется на войну. Но домой он возвращается без рук, без ног, без лица. У него нет ни языка, ни слуха, ни зрения. Но самое ужасное, что парень сохранил рассудок. Он абсолютно заперт в своем теле, получая извне минимум информации: изменения температуры воздуха, вибрации и касания. Джонни пытается общаться с людьми, отбивая головой морзянку.

“Иди и смотри”

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Великий фильм Элема Климова по праву считается одной из вершин советского авторского кино. В финале подросток Флера тоже берет ружье и стреляет в фото Гитлера, олицетворяющего мировое зло. Название долго не рождалось, а потом брат и соавтор Элема Герман Климов за бутылку спиртного выдал ему: “Иди и смотри”.

“Железный крест”

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Главный герой - фельдфебель гитлеровской армии Рольф Штайнер. Он прекрасно понимает, что правда не на их стороне. Это очень достойная работа английских и немецких кинематографистов. А вот продолжение лучше не смотреть - там все плохо.

“Прощай, оружие!”

Кадр из экранизации 1932 года
Кадр из экранизации 1932 года

Тут, конечно, главный вклад принадлежит Хемингуэю, написавшему одноименный роман. Американский писатель принадлежит к так называемому “потерянному поколению” - молодежи, брошенной в мясорубку Первой мировой войны. Причем никто так и не понял, ради чего они воевали. Во Второй мировой с этим было как-то понятнее.

“На Западном фронте без перемен”

Кадр из экранизации 1979 года
Кадр из экранизации 1979 года

Еще один представитель “потерянного поколения” Ремарк, пожалуй, ярче всех изобразил ужасы гигантской бойни. Он не стеснялся в средствах, живописуя разлетающиеся внутренности таких хрупких человеческих тел. Выбираю экранизацию 1979 года.

“Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу”

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Стэнли Кубрик хорошо передал паранойю времен холодной войны. У него получилась достаточно жесткая сатира, в финале которой американцы сбрасывают атомную бомбу на СССР.