Найти тему
Древности нашей ойкумены

Memento mori по-боливийски: зачем держать дома череп

В мире столько народов, а у них столько традиций, что диву даешься, какие мы все разные! То, что нам кажется естественным, на другой стороне земного шара могут не понять, и наоборот. В сегодняшней статье – рассказ о необычных отношениях жителей одной южноамериканской страны и… человеческих черепов.

Для нас нормальным явлением считается погребение (или кремация) усопшего полностью. Но бывает, что некоторые части человеческого скелета родственники оставляют себе. Как, например, в Боливии…

В Боливии дОма натурально держат черепа, украшают и наряжают их, разговаривают с ними, смотрят вместе с ними телевизор, жалуются на жизнь и верят, что черепа отвечают, - например, в вещих снах.

Конечно, родной череп "ближе к телу", поэтому оставить себе голову родственника, похоронив лишь тело, - нормальное дело. Такой череп и дружит по-родственному, инсайты с того света сливает, за домом следит в отсутствие хозяев. Защитит от злых духов, отведет беду, да че там - даже мужика приворожит, если очень надо. Хозяйственные, короче, черепа.

-2

А если родственники, как назло, долгожители, а те, что умерли давно, разложились в труху? Понятное дело, любому нормальному человеку нужен дома череп! Кого же наряжать, с кем беды да радости разделить? Кто, в конце концов, будет дома самый красивый?!

-3

Тогда на помощь приходят контрабандисты - они достанут череп на заказ. Тут уж выбирать не приходится: чей принесут - с тем и жить будешь.

Ну, а как иначе? На черепах же бирок нет, а где в боливийской деревне приличного антрополога взять? Негде. Вот поэтому получаешь череп, даешь ему имя, придумываешь легенду - и живешь с этим. Черепа, как и родителей, не выбирают.

-4

Ну, не средневековье, нет. Чего вы? Нормальная такая современная практика. Вот и Церковь подумала-подумала и решила не терять прихожан ради каких-то европейских правил. Здесь Латинская Америка, Анды, можно сказать, Колумб даже не заходил, - поэтому 8 ноября все несем свои чудесные нарядные черепа в ближайшую церковь. Там месса, все дела. Черепа и их живые питомцы окропляются святой водой и довольные идут праздновать на свои prestes. El preste - это вообще такой стандартный общинный тусняк, повод может быть любым.

8 ноября повод очень значимый - Festividad de las Ñatitas, Праздник Черепов.

-5

Хотя нет. Еще в 2008 году местный католический архиепископ опубликовал официальное заявление, что вся эта вакханалия с черепами - натуральное сатанинство. Ну, ладно, не "сатанинство", а просто "не по-христиански" это, и мессы с участием этих потусторонних существ запрещены.

-6

Но здесь же Латинская Америка, бро! Анды! Мы тут ближе к богу, чем любой архиепископ! Поэтому 8 ноября - как штык, у дверей ближайшей церкви вместе со своими черепами.

-7

Обязательное условие - цветы (вокруг черепов, на черепах, в черепах) и любые атрибуты хорошей жизни - солнечные очки, вязаные шапочки, кепи, фуражки, сигареты, рюмочка местной водяры. Мы бы назвали это: "а что любит ваш череп?" Вообще в этот день черепам нельзя ни в чем отказывать, а то обидятся.

-8

По-научному это называется синкретизм, а по-нашему, по-боливийски - donde fueres haz lo que vieres (эквивалент русского "в чужой монастырь со своим уставом..."), ну, или cacao mental (каша в мозгах). Тут уж выбирайте на свой вкус.

-9

Мы не можем не приветствовать утилитарное, но такое трепетное отношение к костям. Правда, мы не верим в общение с ними, но считаем, что это - безобидная радость. Как говорится, что бы ни праздновать - лишь бы не работать!

-10

Кстати, мы как-то рассказывали и о другом отношении к смерти: Memento mori по-бургундски.

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.