Благовещенский мост — разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет между собой Васильевский остров и 2-й Адмиралтейский остров. Первый постоянный мост через Неву. Ограждение, фонари и павильоны моста являются объектом культурного наследия. Мост расположен между площадью Трезини на Университетской набережной и Набережной Лейтенанта Шмидта на правом берегу и площадью Труда на Английской набережной.
Проектное название моста — Невский мост. Открытый 21 ноября 1850 года мост был назван Благовещенским по находившейся на левом берегу Благовещенской площади и Благовещенского собора (снесённого в 1929 г.). После кончины императора в 1855 году мост стал называться Николаевским. 17 ноября 1918 года мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в память П. П. Шмидта — руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 г. 14 августа 2007 года было возвращено название Благовещенский мост.
До строительства постоянного моста с 1727 г. существовал наплавной Исаакиевский мост, который был расположен выше по течению в створе современной Сенатской площади.
Первоначальный проект предполагал строительство цепного моста через Неву с двумя опорами на середине реки, между которыми размещалась подъёмная часть. Предметом дискуссий была и трасса моста. Рассматривалось 3 основных варианта — на месте наплавных Исаакиевского, Дворцового и против центральной части здания Адмиралтейства. 11 февраля 1842 года от Главного управления путей сообщений и общественных зданий последовало указание М. Г. Дестрему составить проект и смету на сооружение постоянного моста через Неву. В наибольшей степени местным условиям удовлетворял чугунный мост на каменных опорах. Проект моста был утверждён 15 октября того же года.
1 января 1843 г. мост был заложен. Строительство первого постоянного моста через Неву было сопряжено с большими трудностями. Грунтовые условия на трассе моста оказались чрезвычайно неблагоприятными для сооружения оснований под опорами, что усугублялось естественными факторами: большой глубиной, быстрым течением реки и периодическими колебаниями её уровня, вызываемые ветрами западного направления. Для производства работ необходимо было построить ряд машин и механизмов: станки для подводных пил, подъёмные краны, рамы с механизмами, водолазные колокола, вороты, копры со сваебойными бабами, машины для испытания частей ферм по особой программе, разнообразные инструменты. Численность занятых рабочих приближалась к полутора тысячам. До начала строительства грунт реки Невы по оси моста был испытан забивкой пробных свай и зондировкой. Место каждой будущей опоры было ограждено перемычкой из деревянного шпунта. Под её защитой были забиты многочисленные деревянные сваи, а затем вся нижняя часть опоры была укреплена мощной обсыпкой из камня. Верхние части свай были соединены системой деревянных брусьев, и на таких «ростверках» были возведены каменные массивы опор, облицованных гранитом.
Открытие моста было совершено 21 ноября 1850 года, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. В одиннадцатом часу было совершено молебствие и освящение моста при огромном скоплении народа всех сословий. Все принимавшие участие в постройке моста были награждены Николаем I производством в чины и орденами. В честь постройки моста была выпущена серебряная памятная медаль по эскизу графа Ф. Толстого. Мост имел восемь пролётов, семь из которых перекрывали чугунные арочные полётные строения и восьмой — двукрылый, разводной, расположенный у берега Васильевского острова.
Технические величины, характеризующие грандиозное по тому времени сооружение, следующие: длина моста — 298,2 м; длина пролётов нарастала к середине реки, первый был длиной 32,1 м, второй — 36,9 м, третий — 42,9 м, четвёртый (средний) — 46,8 м (по другим данным — 47,6 м); ширина проезжей части — 13,87 м; ширина моста между перилами 20,3 м; ширина тротуаров — по 3,2 м. На момент открытия Благовещенский мост являлся самым длинным чугунным мостом в мире.
9 мая 1853 года часовня была заложена. На отведенном для неё месте был положен закладной камень и поставлены две железные кружки для сбора добровольных приношений. Поводом к созданию часовни послужила привезенная из Италии икона — мозаичный образ св. Николая Чудотворца, созданный учениками Академии художеств, осваивавшими там искусство мозаики.
Через год, 9 мая 1854 года, часовня была освящена и открыта в парадной обстановке. В 1896 году часовня была отремонтирована, восстановлена позолота купола. В 1930 году часовня была снесена по ходатайству общества «Старый Петербург — Новый Ленинград» (предполагалось на освободившемся месте установить памятник лейтенанту Шмидту). Гранит разобранной часовни был использован при ремонте набережной канала Грибоедова у Львиного моста. В 1863 году по мосту проложили линию конно-железной дороги. 29 сентября 1907 года по мосту прошёл первый электрический трамвай.
6 мая 1936 г. Совнарком СССР утвердил проект реконструкции моста. В декабре 1936 г. были начаты работы по переустройству моста. Мост был открыт для движения транспорта 5 ноября 1938 года, торжественное открытие состоялось 7 ноября 1938 года. До приёмки моста комиссией в 1940 году он работал в режиме временной эксплуатации. Общая стоимость реконструкции моста по составленной технической смете, представленной на утверждение в НККХ РСФСР 14 декабря 1936 г., была определена в сумме 26 миллионов рублей. В целях экономии средств и времени было решено использовать старые опоры моста, перестроив только их верхние части. В конструктивном плане новый мост являлся выдающимся достижением советской строительной техники тридцатых годов. Это был один из первых больших мостов с неразрезными пролётными строениями со сплошными стенками, построенных в СССР. При его строительстве был внесён ряд весьма значительных усовершенствований в технику мостостроения. Вместо заклёпок для соединения элементов пролётного строения использовалась электросварка.
В 1941—1942 гг. мост пострадал от разрывов снарядов: на левобережных постоянных пролётах в зоне трамвайной полосы была разрушена железобетонная плита проезжей части и повреждены перила. Капитальный ремонт был проведен в кратчайшие сроки силами отдельного Ленинградского дорожно-мостового восстановительного батальона МПВО без закрытия движения транспорта.
В 1956 г. на павильонах были укреплены две мемориальные доски, посвящённые П. П. Шмидту и авторам проекта.
К началу XXI века мост имел ограничения грузоподъёмности автотранспортных средств до 20 т из-за недостаточной прочности металлоконструкций пролётных строений. Также частично были исчерпаны прочностные характеристики конструкции привода разводного пролёта. По оценкам исследовательских институтов, остаточный ресурс долговечности моста составлял 3—5 лет. Для сохранения транспортной связи между Васильевским островом и Центральным районом в период проведения работ рядом с мостом Лейтенанта Шмидта на 20 метров выше по течению по проекту Крылова Ю. Ю. был возведен временный разводной мост-дублёр. Строительство велось с сентября 2005 г., движение автомобилей и пешеходов по мосту было открыто 9 мая 2006 г. Временный мост получил неофициальное название «сын лейтенанта Шмидта».
6 сентября 2006 года начался монтаж металлических пролётных строений. Последний этап наводки пролётного строения основного моста был выполнен 26 марта 2007 года. 2 апреля был закончен монтаж механизмов разводного пролёта, а 10 апреля разводной пролёт пропустил первые речные суда. В середине июля на мосту завершились отделочные работы, и строители приступили к укладке верхнего слоя асфальта. 25 июля мост прошёл испытание на прочность грузовым транспортом. Мост-дублёр планировалось использовать во время реконструкции Дворцового моста, но в декабре 2007 г. мост-дублёр был разобран.
15 августа 2007 года при участии губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко состоялась торжественная церемония открытия реконструированного моста. Совместно с праправнучкой С. В. Кербедза губернатор нажала зелёную кнопку и под звуки гимна Санкт-Петербурга были сведены разводные пролёты. После этого со стороны Адмиралтейского района на Васильевский остров проследовали: военно-духовой оркестр, ретро-автомобили и тяжелогрузные машины.
31 июля 2005 г. на основание опоры разводного пролёта сел буксир РБ-98. После снятия судна с опоры выяснилось, что ни оно, ни мостовая конструкция повреждений не получили.
29 июля 2018 г. во время военно-морского парада в честь Дня ВМФ десантный катер столкнулся с опорой разводного пролёта. После удара катер продолжил движение.