Подобное переплетение народов и судеб еще надо поискать. Но история иногда сама устраивает такие повороты.
Принцесса гор
Джан родилась быть царицей Кабарды - великолепных земель с бурными горными реками невероятной красоты. Атажукины были большим княжеским домом, управлявшем частью Большой Кабарды. Отец княжны Кургоко вступил на трон в тот год, когда на Османский престол воссел султан Мустафа - очередной правнук Кесем-султан, а в России продолжал рулить царь Петр I.
Земли Кабарды зависели от Крыма и Османов, но это никак не устраивало гордых черкесов. Джанет тогда еще не родилась на свет, когда отец решил прекратить то, что позволяют себе Гиреи на их земле, но когда она была совсем малышкой, татары все еще могли здесь распоряжаться.
Когда княжне исполнилось восемь, Кургоко вернулся из похода с реки Малки. Его встречали как героя. Князь изгнал крымчан со своих земель, за что вошел в историю Кабарды.
Жаль, оставалось ему недолго. Через год Джан и ее брат Бамат остались на попечении двоюродного дяди Хатакшоко. Тот сменил кузена на посту главного князя Кабарды.
Дядя заменил детям отца и по сути вырастил Джанет и ее братца. Прошло примерно десять лет его правления - за эти годы Джанет превратилась из милого ребенка во взрослую княжну. Новый князь продолжал поддерживать независимость Кабарды, но это были последние годы покоя и мира в стране.
После родня начала делить трон между собой, а до судьбы Джанет никому не было дела.
Хан степей
Калмыцкий принц Дондук-Омбо появился на свет в том году, когда в далекой Кабарде князем стал отец его будущей невесты Джанет. Как могли пожениться наследники таких разных государств? Всего-то за несколько лет до рождения Дондука его дед получил статус калмыцкого хана.
Но правил хан долго и к моменту смены власти внуку было уже около тридцати. Аюка успел женить парня, причем несколько раз. Первой женой принца стала хошутка Солома. С ней связана туманная история, поскольку Солома сначала была женой отца Дондука принца Гунджала. Однако взяв вторую супругу, Дондук отказался от Соломы, так что этот брак был скорее всего заключен из интересов династии.
Но нам интересен второй брак принца. С кабардинцами дед принца тоже не раз входил в столкновения. Вероятно, что князья предложили породниться ради мира. Калмыцкий хан нашел среди своих внуков самого подходящего и снарядил сватов за Джанет.
За детьми дело не встало. Одного за другим Джан стала рожать мужу сыновей и дочерей, наделяя их своим черкесским родом пополам с калмыцкой кровью отца. Но через несколько лет трон освободился и отец детишек супруг Джанет погрузился в борьбу за него. Соперников у него хватало, поэтому престола пришлось подождать. Самые суровые дни Джанет с детьми довелось пережить, когда один из дядьев мужа вступил с ним в бой, так что семья спешно уехала из столицы. Несколько лет черкесская княжна с калмыцким супругом провели у Османов.
Это и помогло им в дальнейшем. Российский царь решил не ссориться с турками и признал Дондука ханом. Не заметил хан, что под самым его носом уже готова другая кандидатура.
Черкешенку Джан хан явно любил больше своей первой жены, но та успела родить ему первенца, который серьезно собирался в наследники.
И эту напасть Джанет преодолела вместе с мужем.
Русская аристократка Джан
А вот без супруга ей пришлось гораздо тяжелее. Ей чуть только перевалило за четвертый десяток, старшему сыну Рандулу было двадцать - красавец и воин отлично смотрелся бы на троне, только разве пустит его туда своя же родня? Джанет положила все силы на то, чтобы власть перешла к сыну.
Она просила своих кабардинских князей о помощи, но за калмыцкий трон им не было смысла выступать. Джанет даже нашла себе нового жениха - кузена своего супруга, но Россия выбрала другого кандидата и снова ничего не вышло.
Непокорная Джан продолжала бороться. Тайно она списалась с персидским шахом из рода Афшаридов, но и это скоро стало известно. Когда Джанет устала от этого бесполезного процесса, она приняла покровительство России и осталась в Петербурге.
Только теперь она не хотела быть ни черкешенкой, ни калмычкой. Обе династии не оправдали ее ожиданий. В один из дней ханша Джан вместе со всеми своими детьми выехала из особняка в Петербурге с утра пораньше.
Важно было успеть к началу службы - сегодня вся ханская семья принимает крещение. Джан будет называться Верой, ведь только она так долго держала ее на плаву.
Четверо сыновей и две дочери тоже стали православными. Как только они получили новые имена, им был присвоен титул князей и фамилия Дондуковы.
Только от одного из них от царицы Джанет останутся потомки. Князья Дондуковы и их наследники служили государству до середины двадцатого века. Потомки черкешенки и калмыцкого хана осели на Руси и влились в благородное русское общество. Так, как будто их предки вовсе не провели детство в степях и горах.