Найти тему
Ghost Scepter

Артхаус 18+ : Из Японии, с любовью!

Здравствуйте читатели Дзена. Вы на канале об узком жанре в кино - артхаус. С наступление весны меня почему-то тянет на восток. Конечно из-за коронавируса я попасть туда не смогу, но вот показать вам авторское кино известных восточных режиссеров мне по силам. Начнем с Такеши Китано.

Для тех кто только узнал о нашем канале, советую посмотреть предыдущие статьи : Ghost Scepter/.

Из Японии, с любовью!

1. Барт якудзы

Фильм для лиц старше 18 лет.

Начнём с главной изюминки. Главная изюминка этого фильма конечно же Такеси Китано (второй продюсер в Японии после Акиры Куросавы). Фильмы Такеси Китано это не простые кровавые бани аля американские боевики. Они пропитаны философией востока, человеческой психологией, и наконец неким куском сюжета которого нам не рассказали. Фильм в котором все поступки героев мы должны понять привлекает своей интригою. Но кто смотрел другие фильмы маэстро то конец картины его не удивит (тот же Жестокий полицейский или Сонатина).

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Сюжет практически нулевой, но он приправлен в фирменном стиле Китано так что смело можно говорить что он шедевр. Особенно понравилось когда верный помощник Старшего Брата показал свою истинную верность ему. Этот момент имеет некоторые самурайские корни и черты.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Попытка показать войну Якудзы (следуя определённым правилам) с итальянцами это непросто оригинально, а и исторически интересный момент. Мы видим правила обеих группировок, на что они готовы ради победы, и наконец методы их войны. Итальянцы показали себя более жестокими, только деньги и победа. Якудза всё же следует старым правилам, менее жестоким, но и менее эффективным методом борьбы (в конце отличия между группировками становятся видны).

Подведя итоги скажу, что это очень сильный фильм, и увлекательный. Поклонникам востока и просто настоящим мужчинам которые ищут 'сильное' кино рекомендую.

2. Куклы

Фильм для лиц старше 12 лет.

Полный народа зал наблюдает за представлением - кукольный театр - бунраку - в Японии крайне популярен. Каждой куклой управляют трое, совместными усилиями заставляя ее оживать на сцене. И они оживают, постепенно вводя нас в замысел режиссера картины - три новеллы о глубокой и несчастной любви. Кукольный театр в них исчезает, но куклы - остаются...

Куклы - яркая метафора героев фильма, которыми, не считаясь с их мнением, управляют обстоятельства..

Это Мацумото, принуждаемый родителями к свадьбе с нелюбимой, но богатой невестой. Это - покинутая им Савако, не выдержавшая предательства, сошедшая с ума.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Это Хиро - босс якудзы, решившийся променять рай в шалаше на золотую клетку, оставивший свою любимую. Это и его верная подруга, которая на протяжении 30 лет приходит по субботам на то место, где обычно встречалась с любимым.

Это - искалеченная Харуна, бывшая поп-звезда, недавно попавшая в автокатастрофу и теперь избегающая появлений в свете. Это - влюбленный в нее Нукуи, решившийся вырезать свои глаза, чтобы быть принятым Харуной.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

По-японски эстетичные пейзажи не позволяют оторвать взгляд ни на миг. Сочные цвета и прекрасно спланированная композиция делают каждый кадр отдельным произведением искусства. Во всем этом грустном изяществе, в каждом мазке картины видна гармония, в то же время чувствуется ее хрупкость. Малейшее колебание ветра - и...

Следует отдать должное уважение композитору - Дзё Хисаиси - это его музыка так аристократично, без излишеств, дополняет картину, усиливая ощущение трогательной трагичности происходящего. Главная музыкальная тема фильма, пронизанная безмолвным одиночеством, в то же время глубоко выразительная, заставляет зрителя сопереживать.

Искать здесь смысл, как мне кажется, нелепо. Когда сухой рассудок подводит, стоит прислушаться к шепоту сердца. Нужно просто внимательно смотреть.

3. Фейерверк

Фильм для лиц страше 18 лет.

Вы живы, то есть живёте ещё? Смеётесь, плачете, смотрите в окно? Чувствуете? А чем вы занимаетесь и для кого это всё?

Вот такие вопросы, способные поставить в тупик много кого из людей задаёт прекрасная картина Такэши Китано 'Hanabi' (фейерверк). Почему фейерверк? Да потому, что если не поджечь её, то никакой красоты, пусть и мимолётной, не будет.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Я не буду нагружать вас лишней информацией, о кино нужно говорить, как говорят о любом искусстве, не касаясь предмета, субъективно, иначе вся магия исчезнет, сведётся к: 'Посмотрите, как хорошо тут падает свет, а какой тут ракурс, не правда ли он...' - если вы так говорите о кино, значит либо в нём больше не о чём говорить, либо картина просто не дотянулась до вашего сердца, до планки, определяющей то место внутри вас, где кончается кино и начинается живая история, в которую вы готовы поверить и действительно верите.

Герой не особо-то много разговаривает, не особо эмоционален, не особо... Благодаря этому мы ему верим, когда эмоции наконец проступают, когда он нервно закуривает или улыбается, запуская фейерверк с любимой женой. Много действий, воспоминаний, и вроде бы не слишком много эмоций, но это почему-то цепляет. Окружающие ненастоящие, а он - настоящий, как будто все кружатся вокруг Ниши в каком-то ненастоящем, искусственном мире грёз, не видят ничего настоящего, неспособны определить, что главное, а что второстепенное, охотно верят, что хорошо для всех - хорошо и для них, мирятся с тем, с чем он не намерен мириться.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Действия - это то, что мы видим. Их можно оценить по-разному, можно осуждать или говорить, что так правильно, что так и надо. И даже если на вопросы из первого абзаца вы ответили и затруднений особых не возникло, то на вопрос: 'А чтобы я сделал?' - даже если ответите, то вероятно почувствуете стыд или пустоту, если вообще захочется отвечать. Ведь как бы ни старался жить ярко, честно, действительно жить, дышать всей грудью, фотографироваться, звонить в колокол, грустить, как бы не хотел быть живым целиком и полностью, всё равно не захочется оставаться с двумя пулями в барабане на берегу океана. Или захочется? Наверное, да, если вы самурай. Это явно путь самурая, изменилась только форма верности.

Ничего ещё не потеряно, пока вы живы, пока вы живы - эта самая жизнь прекрасна и похожа на фейерверк для вас и всех, кому посчастливилось оказаться рядом с вами, если конечно вы способны сделать её таковой. Если же не способны, то никому не нужно грустить, болеть неизлечимыми заболеваниями, умирать, если неспособны, то в конце окажется, что вы дома в одиночестве умираете от старости будучи мёртвым, но даже если вы не одни, то вы всё равно одни, потому что по-настоящему одиноки только мёртвые, особенно, если они почему-то остались жить.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Hana - значит цветы, вас, я думаю порадуют и удивят цветы на картинах в этом фильме, они - вообще отдельная тема, но прекрасно и органично дополняют и усиливают впечатление, которое осталось после просмотра. Так же отдельная тема - это Джо Хисаиши и его атмосферная музыка, в которой и Hana(цветы) и bi(огонь).

Ниши живёт на наших глазах, даёт силы жить другим, поэтому он так притягателен, поэтому мы прощаем ему жестокость, это просто его путь, его реакция на этот мир. И чтобы быть всплеском, яркой свечой, приходится идти своим особым путём не похожим ни на что, чтобы другие могли лишь не столько завистливо, сколько печально сказать: 'Я бы не смог так жить'.

Это всё очень похоже на Куросаву, на его 'Красную Бороду' и 'Жить'. Такие истории запоминаются нам на долго своими тонкими переливами грусти и радости жизни, они лишний раз напоминают нам, что все мы не вечны, не застрахованы ни от чего, а потому должны обладать решительностью, должны уметь любить и принимать мир таким, какой он есть, а иначе 'зачем тебе быть'?