Найти в Дзене
Транспортный Глобус

Промышленные трамваи промышленного Павлодара

Интересная трамвайная сеть расположена в казахском Павлодаре! Сеть по российским меркам не очень большая, а по казахским - самая крупная! Кроме того, она содержит много занятных особенностей.

11 постоянных маршрутов и ещё около 8 "пиковых". На линию выходит 90 вагонов.

Маршруты ходят по городу, а некоторые из них катаются в промзоны, доставляя туда рабочих. Работают такие промзонные маршруты в основном только в часы пик, а в остальное время совершают лишь отдельные рейсы. На схеме промзоны указаны пунктирными линиями.

Есть новые оранжевые КТМ-23.

Но в основном, конечно в парке старые КТМ-5 и КТМ-8.

Внутри трамвая.. "Экипаж".

Павлодар - редкий город, где существует дифференцированная оплата проезда в трамвае. Такое же есть в Старом Осколе и Мозыре.

По городу одна цена, в промзоны - другая. Такое мало где на постсоветском пространстве встретишь. Дифференцированная оплата проезда в трамваях ранее встречалась мне только в Лодзи. И термин то какой "селитебная зона". Не встречал раньше его.

-8

Вот так выглядит депо.

Расписание рейсов в промзоны.

Но мне повезло, как раз попался вагон, идущий на нефтехим (парковый рейс 12 маршрута, "РМЦ" на схеме). Благодаря чему я успел за то непродолжительное время, что был в городе, объехать всю сеть. По пути встретили грузовик, который заглох в габарите трамвая. Пришлось помогать выталкивать. А я был единственным пассажиром. :) Вытолкал.

Потом встретили ещё парочку любителей помешать трамам. Надо было им именно сейчас асфальт свой раскладывать.

Сама то по себе сеть не большая, все линии при желании можно проехать за 4-5 часов.

На противоположном конце сети от той ТЭЦ расположена ещё одна - ТЭЦ-1. Трамваи КТМ-5 на фоне дымящих труб - что может быть прекраснее?

И на фоне заводских цехов.

Остановочка в промзоне - в правильном стиле.

  1. Промышленные города славятся обилием аббревиатурных конечных расшифровки которых ведомы только местным.

Павлодар основан ещё в XVIII веке, но застраиваться начал только в 1860-х годах, а активно развиваться - в 1960-х. Город должен был стать крупнейшим индустриальным центром северного Казахстана. Поэтому тут стоили крупные жилмассивы, прокладывали широкие проспекты с трамваями с заделом на будущее.

Проспект Кутузова  - центральная магистраль Павлодара. Такие широкие проспекты совершенно нехарактерны для 300-хтысячных облцентров.

Представьте, что вот это только одна половинка. Скорее бы такое можно было представить в каком-то мегаполисе. Но вот такой проспект с трамвайной линией посередине был проложен именно здесь.

На юге города пути проложены по-одесски. Каждая линия на своей стороне дороги.

Всё не понимаю, почему такое расположение непопулярно. Это ж удобно.

На другой стороне они за забором.

Вот такие вот трамвайчики вы встретите в городе Павлодаре.