Найти в Дзене

Карельский троллейбус. Немного о Петрозаводске

Заметки путешественника

Всем привет!

Тяга к путешествиям не покидает меня, поэтому в скором времени я отправился на север. В своей мини-поездке на праздничные выходные мне удалось посетить 2 города: Петрозаводск и Мурманск. О последнем я с вами поговорю в следующей статье. А пока, поговорим о троллейбусной системе в столице Карелии.

Троллейбус  ЛиАЗ-5280 на маршруте 6 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЛиАЗ-5280 на маршруте 6 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин

Троллейбус в городе появился в 60-е годы 20 века. Конечно, он мог появиться значительно раньше: еще до войны, в 30-е годы существовали планы по строительству 2 троллейбусных линий, соединяющих город с промзоной и вокзалом. Но Великая Отечественная Война помешала планам. Сразу после ее окончания, местный горком вернулся к теме строительства троллейбусной сети. На этот раз планы утвердили, началось строительство депо, продолжавшееся до 1952 года. Правда, сеть по городу строить еще не начали.

Троллейбус  ЗиУ-682Г на маршруте 5 в Петрозаводске. Некогда разноцветная и яркая машина постепенно выцветает. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЗиУ-682Г на маршруте 5 в Петрозаводске. Некогда разноцветная и яркая машина постепенно выцветает. Фото: Максим Фандюшин

Тогда троллейбусное депо стало использоваться как автобусный парк. Монтаж контактной сети начался лишь в 1961 году. Если зимой начали делать, то уже 5 сентября этого года троллейбусы ЗиУ-5 в количестве 10 единиц вышли на маршрут от Площади Кирова до улицы Луначарского. За 2 года маршрут увеличили более чем на 5 километров до Северной точки.

Троллейбус ЗиУ-682Г на закрытом маршруте №2 в Петрозаводске, фото от 2013 года. Фото: Максим Фандююшин
Троллейбус ЗиУ-682Г на закрытом маршруте №2 в Петрозаводске, фото от 2013 года. Фото: Максим Фандююшин

В 1964 году был запущен маршрут №2 от площади Кирова до Товарной конторы. К концу 1965 года в депо находилось уже 49 машин. В 1967 году был запущен маршрут 3 от Шоссе 1 мая до "Тяжбуммаша" который через 2 года продлили до Соломенского шоссе. До 1970 года в город поступило еще 36 "Пятерок".

Троллейбус  ЛиАЗ-5280 (ВЗТМ) на маршруте 6 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЛиАЗ-5280 (ВЗТМ) на маршруте 6 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин

С 1973 по 1976 года поступило 40 троллейбусов нового поколения - ЗиУ-682Б. Они были предназначены для обновления части парка и под открытие нового маршрута №4 Октябрьский проспект - Курганская улица. В 1978 году появился новый маршрут №2 от Московской улицы — площади Гагарина. Через 4 года его протянули до Курганской улицы.

Троллейбус  ЗиУ-682Г на маршруте 3 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЗиУ-682Г на маршруте 3 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин

За 10 лет, с 1976 по 1985 в город поступило 86 троллейбусов ЗиУ-682В. Ими заменили все ЗиУ-5 и начали заменять постепенно ЗиУ-9Б. В 1986 году открыли линию на Кукковку, куда по Лыжной улице продлили маршруты 2 и 4. До середины 90-х годов город закупил еще 61 ЗиУ-682В и 50 ЗиУ-682Г. В 1995 году было запущено еще 2 маршрута: 5 и 6.

Троллейбус  ЗиУ-682Г на маршруте 1 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЗиУ-682Г на маршруте 1 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин

В конце 90-х годов велось строительство второго депо, но оно так и не было сдано в эксплуатацию по назначению; сейчас помещения сдаются в аренду. В начале 21 века в город поступило 10 ВЗТМ-5284, а в 2005 - 11 ЛиАЗ-5280 сборки ВЗТМ. В 2004 году был запущен №7 от Лесного проспекта до улицы Корабелов. Современный маршрут №8 был запущен в 2007 году до улицы Хейконена.

Троллейбус  ЗиУ-682В на маршруте 6 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЗиУ-682В на маршруте 6 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин

Также чуть позднее были открыты маршруты 9 и 10, но и они были закрыты: десятка через несколько месяцев, а девятка - после 2008 года. К слову, семерка тоже в скором времени была прикрыта. В этот период приходило 10 ЛиАЗ-5280-ВЗТМ, но они все очень быстро ушли в Архангельск. Но Петрозаводск не остался без машин - пришли 7 других ЛиАЗ-5280 и 3 ЗиУ-682Г-016. Впоследствии, в городе осуществлялись попытки расширения сети, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

Троллейбус  ВМЗ-5298.01 "Авангард" на маршруте 1 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ВМЗ-5298.01 "Авангард" на маршруте 1 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин

В 2012-2013 годах в город пришло 5 Г-106 и 2 низкопольных ВМЗ-5298.01 "Авангард". А в 2018 в Петрозаводск поступило 10 подарков из северной столицы. Из них работает 6: 4 МТрЗ-6223, ВЗТМ-5284, ВМЗ-5298-020. В ожидании деталей стоят 2 БТЗ-5276.

Троллейбус  ЛиАЗ-5280 (ВЗТМ) на маршруте 1 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЛиАЗ-5280 (ВЗТМ) на маршруте 1 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин

Современное состояние системы выглядит следующим образом: в городе функционирует официально 6 маршрутов. Они обслуживаются 70 машинами, из которых реально работают лишь 53. По выходным в городе действуют лишь 5 маршрута, все, кроме 8. К сожалению, состояние многих машин, откровенно говоря, очень плохое. Будучи в 2013 году в городе я подумал, что со временем это исправится. Тем не менее, за 7 лет ситуация не изменилась.

Троллейбус  МТрЗ-6223 на маршруте 1 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус МТрЗ-6223 на маршруте 1 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин

Требуется комплексное обновление подвижного состава. С учетом имеющихся планов по развития сети, потребуется большое количество ПС. Без него все планы не имеют смысл. Сама сеть находится в хорошем состоянии. Троллейбусы движутся очень резво (местами до 60 км/ч). В проектах существуют линии до Древлянки II и III, по улицам Куйбышева, Ключевой, Береговой, по Лесному и Комсомольскому проспектам. Стоимость проезда в троллейбусе составляет 25 рублей, при этом есть возможность оплатить по банковской карте.

Троллейбус  ЗиУ-682Г на маршруте 5 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ЗиУ-682Г на маршруте 5 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин

Низкое качество подвижного состава в городе делает троллейбусы очень непривлекательными в глазах жителей и туристов. Если игнорировать и дальше вопрос с обновлением парка "рогатых", то город может лишиться этого вида транспорта. Но исправив эту проблему, город приобретет быстрый и современный вид транспорта, способный максимально удовлетворить потребности жителей.

Троллейбус  ВЗТМ-5284 на маршруте 6 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин
Троллейбус ВЗТМ-5284 на маршруте 6 в Петрозаводске. Фото: Максим Фандюшин

На том всё!

Спасибо за внимание, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал! До новых встреч!