Заметки путешественника
Всем привет!
Тяга к путешествиям не покидает меня, поэтому в скором времени я отправился на север. В своей мини-поездке на праздничные выходные мне удалось посетить 2 города: Петрозаводск и Мурманск. О последнем я с вами поговорю в следующей статье. А пока, поговорим о троллейбусной системе в столице Карелии.
Троллейбус в городе появился в 60-е годы 20 века. Конечно, он мог появиться значительно раньше: еще до войны, в 30-е годы существовали планы по строительству 2 троллейбусных линий, соединяющих город с промзоной и вокзалом. Но Великая Отечественная Война помешала планам. Сразу после ее окончания, местный горком вернулся к теме строительства троллейбусной сети. На этот раз планы утвердили, началось строительство депо, продолжавшееся до 1952 года. Правда, сеть по городу строить еще не начали.
Тогда троллейбусное депо стало использоваться как автобусный парк. Монтаж контактной сети начался лишь в 1961 году. Если зимой начали делать, то уже 5 сентября этого года троллейбусы ЗиУ-5 в количестве 10 единиц вышли на маршрут от Площади Кирова до улицы Луначарского. За 2 года маршрут увеличили более чем на 5 километров до Северной точки.
В 1964 году был запущен маршрут №2 от площади Кирова до Товарной конторы. К концу 1965 года в депо находилось уже 49 машин. В 1967 году был запущен маршрут 3 от Шоссе 1 мая до "Тяжбуммаша" который через 2 года продлили до Соломенского шоссе. До 1970 года в город поступило еще 36 "Пятерок".
С 1973 по 1976 года поступило 40 троллейбусов нового поколения - ЗиУ-682Б. Они были предназначены для обновления части парка и под открытие нового маршрута №4 Октябрьский проспект - Курганская улица. В 1978 году появился новый маршрут №2 от Московской улицы — площади Гагарина. Через 4 года его протянули до Курганской улицы.
За 10 лет, с 1976 по 1985 в город поступило 86 троллейбусов ЗиУ-682В. Ими заменили все ЗиУ-5 и начали заменять постепенно ЗиУ-9Б. В 1986 году открыли линию на Кукковку, куда по Лыжной улице продлили маршруты 2 и 4. До середины 90-х годов город закупил еще 61 ЗиУ-682В и 50 ЗиУ-682Г. В 1995 году было запущено еще 2 маршрута: 5 и 6.
В конце 90-х годов велось строительство второго депо, но оно так и не было сдано в эксплуатацию по назначению; сейчас помещения сдаются в аренду. В начале 21 века в город поступило 10 ВЗТМ-5284, а в 2005 - 11 ЛиАЗ-5280 сборки ВЗТМ. В 2004 году был запущен №7 от Лесного проспекта до улицы Корабелов. Современный маршрут №8 был запущен в 2007 году до улицы Хейконена.
Также чуть позднее были открыты маршруты 9 и 10, но и они были закрыты: десятка через несколько месяцев, а девятка - после 2008 года. К слову, семерка тоже в скором времени была прикрыта. В этот период приходило 10 ЛиАЗ-5280-ВЗТМ, но они все очень быстро ушли в Архангельск. Но Петрозаводск не остался без машин - пришли 7 других ЛиАЗ-5280 и 3 ЗиУ-682Г-016. Впоследствии, в городе осуществлялись попытки расширения сети, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
В 2012-2013 годах в город пришло 5 Г-106 и 2 низкопольных ВМЗ-5298.01 "Авангард". А в 2018 в Петрозаводск поступило 10 подарков из северной столицы. Из них работает 6: 4 МТрЗ-6223, ВЗТМ-5284, ВМЗ-5298-020. В ожидании деталей стоят 2 БТЗ-5276.
Современное состояние системы выглядит следующим образом: в городе функционирует официально 6 маршрутов. Они обслуживаются 70 машинами, из которых реально работают лишь 53. По выходным в городе действуют лишь 5 маршрута, все, кроме 8. К сожалению, состояние многих машин, откровенно говоря, очень плохое. Будучи в 2013 году в городе я подумал, что со временем это исправится. Тем не менее, за 7 лет ситуация не изменилась.
Требуется комплексное обновление подвижного состава. С учетом имеющихся планов по развития сети, потребуется большое количество ПС. Без него все планы не имеют смысл. Сама сеть находится в хорошем состоянии. Троллейбусы движутся очень резво (местами до 60 км/ч). В проектах существуют линии до Древлянки II и III, по улицам Куйбышева, Ключевой, Береговой, по Лесному и Комсомольскому проспектам. Стоимость проезда в троллейбусе составляет 25 рублей, при этом есть возможность оплатить по банковской карте.
Низкое качество подвижного состава в городе делает троллейбусы очень непривлекательными в глазах жителей и туристов. Если игнорировать и дальше вопрос с обновлением парка "рогатых", то город может лишиться этого вида транспорта. Но исправив эту проблему, город приобретет быстрый и современный вид транспорта, способный максимально удовлетворить потребности жителей.
На том всё!
Спасибо за внимание, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал! До новых встреч!