СЭМ
Саманта Тейлор-Вуд родилась 4 марта 1967 года в Кройдоне. Это южная часть Лондона, как бы город в городе, которая управляется своими местными властями. Она очень древняя, упоминания о ней можно найти в «Книге Страшного Суда», датированной 1058 годом, но самое раннее упоминание относится к 962 году. В Кройдоне жили известные английские писатели: Дэвид Герберт Лоуренс, автор романа «Любовник леди Чаттерлей», и всем знакомый Артур Конан-Дойл, который упоминает Кройдон в своих рассказах о Шерлоке Холмсе.
Сейчас это самый крупный коммерческий район за пределами центра Лондона, известный своими магазинами и ночной развлекательной жизнью.
Здесь находится комплекс Fairfield Halls, состоящий из нескольких сценических площадок. На них в свое время выступали Битлз, Том Джонс, Статус Кво и многие другие знаменитые группы и певцы. Здесь снималась одна из сцен фильма Рона Ховарда «Код Да Винчи».
В Кройдоне мы можем наблюдать смешение рас и языков. И, как говорится в старинном четверостишие 18 века, он славится хорошенькими девушками:
Sutton for good mutton;
Cheam for juicy beef;
Croydon for a pretty girl
And Mitcham for a thief.[1]
Рождение в таком районе, несомненно, оказало влияние на формирование творческой личности Сэм.
То, что можно найти в интернете о детстве Сэм, говорит, что оно не было безоблачным. Сведения о ее семье противоречивы. Одни источники говорят, что ее отец был астрологом, а мать учителем йоги. Другие утверждают, что астрологом и учителем йоги была ее мать. Википедия говорит, что отец оставил семью, когда Сэм была маленькой. На другом сайте я прочитала, что «когда Сэм было 11 лет, мама ушла из дома и не вернулась, через год выяснилось, что женщина жила с другим мужчиной, на соседней улице: девочка увидела ее в окне». На третьем соединяются обе версии: «Папа оставил семью, когда Сэм было девять лет, и уехал колесить по миру на мотоцикле, а мама присоединилась к коммуне хиппи, в которой и росла девочка. В пятнадцать лет она ушла от матери и жила в доме отчима».
Но увлечение йогой, которое до сих пор позволяет Сэм поддерживать потрясающую физическую форму, наверняка, передалось ей от матери.
Творческие наклонности привели Саманту в Голдсмитс (Goldsmiths, University of London), весьма престижное высшее учебное заведение. «Голдсмитс – часть престижного университета Лондона. Вуз специализируется в области искусства и дизайна, а также гуманитарных и социальных наук. В 2017 году Голдсмитс вошел в 15 лучших вузов мира по направлению подготовки "Искусство и дизайн".[2]
Заканчивая Голдсмитс, студенты не только получают фундаментальную подготовку, но и диплом знаменитого университета Лондона (University of London), такой же диплом получают, например, выпускники UCL, LSE и London Business School» - так характеризуется этот университет на сайте Educationindex.ru. Созданный в 1881 году как колледж, в 1904 году он вошел в состав Лондонского университета.
Сэм закончила отделение скульптуры в 1990 году, и сразу начала бурную творческую деятельность. Свое видение мира и искусства она выражала с помощью видео инсталляций и фотографии. « В ее работах моделями становятся знаменитости и собственные друзья, она цитирует известные живописные полотна, кинофильмы, призывает на помощь язык моды и телевизионные приемы и создает интересные ассоциативные произведения». Она становится членом группы «Молодые британские художники», почти сплошь состоящую из выпускников Голдсмитс.
«Молодые британские художники" — это просто географическое стечение обстоятельств. Так получилось, что все эти художники появились в Лондоне в один и тот же период, и их работы покупал Чарльз Саатчи. Но это очень разные художники. Может быть, единственное, что нас связывает — это то, что мы пытались привнести в искусство реальность, а не делали просто искусство об искусстве"— такую характеристику дает этой группе один из ее участников Марк Куинн.
Сэм называют «зачарованной принцессой английского искусства», на Венецианском Биеналле 1997 года признают самым многообещающим молодым английским художником.
Ее работы часто эпатажны. Например, «Натюрморт (Still Life)» прослеживает превращение прекрасных фруктов в отвратительную слизь (Сэм снимала процесс в течение девяти недель). ««Это оживший голландский натюрморт. И вследствие того, что он ожил, он должен умереть», - объяснила она концепцию этой своей работы. Это именно та работа, которая поразила Аарона на выставке в музее Тейт.
Для создания своих видео работ и фотографий Сэм привлекала знаменитостей, узнаваемых медийных персон, и они с большим удовольствием откликались на ее предложения. В 2007 году она создала 67 минутный видео портрет футболиста Дэвида Бэкхэма, спящего после изнурительной тренировки.
«Идея создания портрета человека, которого слишком много фотографируют, лицо которого известно всем, стала для меня настоящим вызовом. Мне захотелось подобраться как можно ближе к его натуре, провести самое непредвзятое исследование. Съемки спящего Дэвида кардинально отличаются от журнальных картинок», - говорит Сэм. Да, тот, кто является для фанатов футбола супергероем, предстает в этом видео портрете простым и уязвимым, как любой человек.
В знаменитой серии фотопортретов «Плачущие мужчины (Crying Men)» приняли участие звезды Джастин Хоффман, Джуд Лоу, Хайден Кристиансен, Шон Пенн, Бенисио Дель Торо, Лауренс Фишборн, Пол Ньюман, Эд Харрис и другие.
Сэм считает продолжением этой работы парные фотопортреты братьев Кличко, выставлявшиеся в Киеве в 2009 голу (они тогда еще не занимались политикой).
«Мне это было интересно в контексте идеи моих предыдущих работ - уязвимости сильных людей. В каком-то смысле это продолжение серии Crying Man [Плачущий мужчина], где на снимках плачут известные актеры... То есть идея была - показать влиятельных, сильных мужчин и одновременно их ранимость", - рассказала художница. "И мне повезло, потому что немногие люди такого уровня так щедры в отношении своего времени. Ведь я снимала их буквально в те минуты, когда они сошли с ринга и сели [отдохнуть]. Это было невероятно - ведь в такие моменты боксеры обычно купаются в обожании, срывают аплодисменты. И столько людей сражаются за их внимание. Я тоже стояла наготове со своей камерой и кричала: "Пожалуйста, не забудьте обо мне!"[5], - поведала корреспонденту киевской газеты Сэм Тейлор-Вуд.
Тесная дружба и творческое сотрудничество связывает Сэм Тэйлор-Вуд с сэром Элтоном Джоном. Она оформляла его альбомы, сняла несколько видеоклипов на его песни, включила его портрет в не имеющее в современном искусстве аналогов огромное фотографическое полотно, размещенное на Лондонском универмаге.
Сэм вдохновилась мраморным фризом Парфенона, изображающим греческих богов. Она решила показать тех, кто является идолами современного мира. Это фотополотно, состоящее из 21изображения, настолько огромно, что рассмотреть его можно, только отойдя на значительное расстояние.
То, что их связывает не только деловое сотрудничество, говорит тот факт, что Сэм Тейлор-Вуд была одной из немногих, кого Элтон Джон пригласил на церемонию своего бракосочетания с Дэвидом Фенишем в Виндзоре в 2005 году.
Творческий вклад Сэм Тейлор-Вуд в британское искусство был оценен столь высоко, что Елизавета II наградила ее Превосходнейшим орденом Британской империи (таково его официальное название).
В 1998 году она была номинирована на премию Тернера. Это премия в области современного искусства, одна из самых престижных в мире. Она получила название в честь английского художника XIX века Уильяма Тёрнера и была учреждена в 1984 году. Сэм не стала победителем, но получила награду в пять тысяч фунтов, которая полагается соискателям, вошедшим в шорт-лист.
Несомненно, Сэм была яркой звездой богемной тусовки, в которую входил известный арт-дилер Джей Джоплинг, владелец галереи «Белый куб» (нет ли здесь намека на «Черный квадрат» Малевича?). В 1997 году они поженились.
Благодаря этому браку Сэм поднялась по социальной лестнице. Джей Джоплинг приходится сыном лорду Майклу Джоплингу, который был министром сельского хозяйства в правительстве Маргарет Тэтчер. Он старше Сэм на четыре года, учился в престижных учебных заведениях - в одной из древнейших частных школ Итоне и Эдинбургском университете, где изучал английскую литературу и историю искусств.
В 1993 году он открыл свой «Белый куб» как выставочную площадку для современных английских и зарубежных художников. Эта галерея располагалась в Вест-Энде на улице Дьюк-стрит, 44. Как говорится в Википедии, «расположенная на самой традиционной арт-дилерской улице в Лондоне, галерея была окружена галереями старых мастеров, антикварными лавками и магазинами, где продаются книги по искусству». Сейчас «Белый куб» имеет два филиала в Лондоне и один в Гонконге. В «Белом кубе» состоялась одна из выставок Сэм Тейлор-Вуд.
Джей Джоплинг составил себе миллионное состояние на торговле предметами искусства, которая является одним из самых выгодных бизнесов в мире, принося доходы от 80% до 500%.
Но и сама Сэм является одной из высокооплачиваемых фотографов в Англии. Стоимость ее работ доходит до 10-15 тысяч фунтов стерлингов, а портрет обнаженной супермодели Кейт Мосс был продан на организованном Элтоном Джоном благотворительном аукционе “Four Inches” за 57тысяч долларов.
Это позволило Сэму и Джею иметь два дома. Один в Лондоне в районе Шепердс Буш, где разместились бары, рестораны и самый крупный в Европе торговый центр, другой – в графстве Йоркшир.
Молодая, богатая, успешная пара тем не менее была нацелена на создание традиционной семьи. Я говорю «тем не менее», потому что число пар, не стремящихся узаконить свои отношения и исповедующих идеологию child free, постоянно растет. В 1997 году у Джея и Сэм родилась первая дочка Анжелика. А спустя совсем немного времени после ее рождения Сэм узнала, что у нее диагностировали колоректальный рак – рак кишечника.
Такая новость тяжела для любого человека, но когда она приходит в период счастья, ее можно сравнить с ударом молнии. Очень многие падают под таким ударом, впадая в панику и депрессию. Но Сэм не такая. Она показала, какой она сильный человек, который не желает грузить других своими проблемами. Свою жизнь этого периода она характеризовала как «капельницы утром, вечеринки ночью». Но капельницами дело не ограничилось, пришлось решиться на операцию. После нее на идеально плоском животе Саманты остался большой шрам в виде вопросительного знака.
И новый удар судьбы – рак опять проявил себя, затронув на это раз грудь. Новая операция, удаление одной груди. Что может быть болезнее для женщины, и физически и морально? Но Сэм не сдалась и на этот раз, она смогла все преодолеть. Джей был рядом с ней в американской клинике. Операция прошла успешно, Саманта восстановила свои силы и в 2005 году родила вторую дочь. Это просто подвиг!
В интервью журналу Harper's Bazaar она рассказывала: "Сначала меня переполняла благодарность за то, что я выжила. Шрамы на груди и животе кажутся в таком состоянии сущими пустяками. Шрам на животе напоминает по форме вопросительный знак, и я нахожу это восхитительным. А потом я стала уважать свое тело еще больше: в конце концов, оно дважды справилось с раком и произвело на свет двух прекрасных детей".
Одиннадцать лет, которые Джей и Сэм прожили в браке, были наполнены творчеством, любовью, весельем, счастьем от рождения детей, но и болью, борьбой с болезнью, требующей напряжения всех духовных и телесных сил.
Кому это напряжение оказалось не под силу, мы не знаем, но в 2008 году пара рассталась.
Сара Макдональд, пресс-секретарь галереи «Белый куб», сделала от их имени официальное заявление: "Джей Джоплинг и Сэм Тейлор-Вуд с сожалением сообщают, что после 11 лет брака они приняли решение мирно разойтись. Другие стороны не участвуют. Ради двух своих дочерей, которые являются их приоритетом, они попросили уважать их частную жизнь".
За прошедшие с момента развода десять лет и Сэм и Джей не давали никаких комментариев по поводу своего развода. Судя по фотографиям в Интернете, девочки общаются со своим отцом. Очень поучительно для наших «звездных» пар, которые после развода не могут удержаться, чтобы не обливать друг друга грязью.
В заявлении для прессы было подчеркнуто, что развод не связан с какими-то другими лицами, т.е. его причиной не является новое увлечение кого-либо из супругов.
Развод произошел в сентябре 2008 года, а в январе 2009 года папарацци сняли Джея Джоплинга, отдыхающим на яхте в компании известной эпатажной английской поп и рэп певицы Лили Аллен, которую называли приятельницей Сэм Тейлор-Вуд. Ей в это время было 23 года, Джею - 45. Фотографии недвусмысленно показывали, в каких отношениях они находились.
Но, возможно, это был просто эпизод в жизни людей, желавших утешить друг друга в своих горестях. Лили незадолго до этого рассталась со своим возлюбленным Эдом Саймонсом, солистом британского дуэта The Chemical Brothers, и тяжело переживала это. Во всяком случае, уже в 2010 году ее имя связали с именем художника Сэма Купера, за которого в 2011 году она вышла замуж.
Кстати, Лили приходится старшей сестрой актеру Альфи Аллену, известному ролью Теона Грейджоя в фэнтезийном сериале «Игра престолов».
В это время Саманте было предложено снять фильм о юности Джона Леннона, и она встретилась с Аароном Джонсоном, которого выбрала на роль главного героя.
В романе одного из немногих моих любимых американских писателей Тортона Уайльдера «Мост короля Людовика Святого» рассказывается о жизненном пути нескольких героев, которые одновременно оказались на этом мосту в тот момент, когда подвели черту под своей прежней жизнью.
Мост рухнул, все они погибли.
И Сэм и Аарон тоже встретились на переломе своей судьбы, но она оказалась к ним благосклонной. Они не погибли. Наоборот, они обрели свою любовь.
Как это произошло? Кто может ответить на этот вопрос, если даже мудрый Соломон сказал в свое время: «Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю - пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице»?
[1] В Саттоне лучшая баранина;
В Чиме сочная говядина;
В Кройдоне хорошенькие девушки;
Но берегись воров в Мичаме. (Перевод автора)
Фрагмент из книги Т. Органовой "Аарон"