Привет! Меня зовут Света, я фотограф и ретушёр, веду свой блог с креативными образами. В далёком 2016 году я даже не думала, что стану арт-фотографом, моделью и блогером, приобрела свою первую зеркальную камеру просто потому, что безумно люблю фотографировать. До этого момента я делала фотографии либо на телефон с очень плохой камерой, либо на компакт-камеру без мануального режима.
Я сразу поняла после 2-3 кадров, что авто-режим работает как-то странно и непредсказуемо, сменила на ручной и с тех пор не меняла. Всё лето я фотографировала природу - цветочки, листочки, прудовых лягушек, городские огни (с рук!) пыталась по наитию понять, догадаться - как работают те или иные настройки, как они взаимодействуют. Очень много смотрела работ других фотографов и не понимала (даже расстраивалась, если честно), почему мои работы НЕ такие.
Конечно, первым делом я думала, что дело в технике - вот куплю дорогую камеру, классный объектив и сразу будут шедевры - думала я! Даже купила еще один объектив (не самый лучший, как оказалось) и весьма посредственный, но крепкий штатив от Polaroid (а вот здесь даже не жалею). От "банкротства" и необдуманной траты денег меня спас лишь паблик, посвященный фототехнике Nikon - именно в нём каждый день публиковались работы от разных людей - от дилетантов, любителей, от увлечённых и профи, модельный ряд камер был тоже разным - от дорогих полнокадровых до совсем простых и старых моделей (даже хуже моей). И вот опять, я подумала - а может дело в фотошопе?
Следующие пару месяцев я потратила на осознание: плохой исходник можно спасти, но его исходное качество необычайно важно - проще что-либо сделать, передвинуть, убрать в студии, чем пытаться замазать неаккуратную прядь или поправить мятую одежду. Я не знала ни одного правила композиции или правил цветовых сочетаний. Что я могу сказать? Я была настоящим самоуверенным дилетантом, который был убеждён в том, что всё знает. Плохой результат был для меня не фактом, что у меня кривые руки :) Любое оскорбление моих работ я воспринимала, как личное. Особенно меня бесило, когда мои про мои "высокохудожественные" работы говорили:
- Опять девочка...с зеркалкой. Скоро начнёт принимать заказы на фотосъемку!
Спустя время я поняла, что важнее всего - теория. Я стала всецело и беспорядочно поглощать различные видеокурсы, книги и блоги о фотографии - всё это было довольно сложно, потому что разные источники информации часто противоречили друг другу. Да, теория важна, но она буквально мeртвa без практики. Именно тогда я встала на путь профессионала - стала проверять работает тот или иной приём, подходит ли он лично мне, могу ли я его улучшить или нет, является ли мой случай исключением из правил, можно ли нарушить конкретное правило в моей ситуации.
1. Профессионал стратег, любитель - практик.
Итак, первое и самое главное отличие любителя от профессионала - профессионал знает, как достичь того или иного результата, если не знает - пытается разобраться, а любитель пытается догадаться, упростить процесс и делает всё по интуиции.
На данный момент я не считаю себя ни любителем, ни профессионалом. Скорее, я - увлечённый и любознательный пользователь. В каких-то областях я профи, но до сих пор имеются серьёзные пробелы, которые я активно пытаюсь устранить. Особенно - студийное оборудование, схемы света, позирование.
Я не вкладываю в слово "дилетант", "любитель" какой-то негативный смысл или обидный подтекст. Любой профессионал был дилетантом в прошлом.
Я очень много читаю, смотрю видео о фотографии и искусстве, доступное технически и физически пытаюсь повторить на практике, отметаю мне неподходящее и собираю свой багаж опыта и знаний. Чтобы как-то структурировать все свои знания - я веду этот блог, помогая таким же новичкам в фотографии, как и я.
После того, как я стала разбираться в теоретической стороне фотографии - мои работы стали лучше, даже в том тематическом паблике на 15к человек я стала участвовать (и даже побеждать) в работах недели, имея ничто, кроме света от окна, стакана от варенья, планшета от документов, старого советского объектива (бэкстейдж в галерее) и своих знаний.
2. Профессионал знает и совершенствует свою нишу, любитель - распыляется.
Проходя свой пусть от любителя к профессионализму ты отсекаешь ненужное, ведь даже будучи профессионалом, невозможно знать всё в мире фотографии. Я работала со стекингом и дорогущим софтом типа Helicon Focus и Topaz, фотографировала любые предметы в своей съемной квартире, которые вообще может передвинуть с места ближе к окну хрупкая девушка (с фикусом в керамическом кашпо, к сожалению, не вышло). Я работала с различными программами сбора панорам, когда пыталась найти себя в пейзажной фотографии. И знаете, я до сих пор могу сделать красивое предметное фото или сфотографировать пейзаж\достопримечательность в путешествии, ведь знания никуда не исчезают. Но за годы в фотографии я поняла, что больше всего мне нравится портретная фотография, в непривычном её представлении- арт-фотография, beauty, творческие съемки.
Любитель снимает всё подряд, профессионал - совершенствуется в своей нише. У меня было 3 аккаунта - личный для фото с телефона, второй - для предметной и пейзажной фотографии, третий - для арт-портретов. Угадайте, какой из них дожил до сегодняшнего дня? :)
Отрабатывать и получать опыт для меня проще всего на себе, потому что это 1) бесплатно, 2) не требует согласования времени и зависимости от других людей, 3) легко совмещать с моей основной работой. Этим летом с новыми силами, опытом и знанием техники я вновь планирую вернуться в мир фотографов-фрилансеров и капризных моделей (в 2017-2018 была попытка брать TFP-заказов, но мне быстро надоел режим "фотографировать девочек в парке").
3. Профессионал работает для результата, любитель - ради момента.
Любитель всегда считает затраты - раньше я и правда любила считать, сколько средств уходит на создание образа. Я и сейчас это делаю время от времени, но для меня важнее "прибыль" - опыт, развитие блога, новые рекламные кампании. Если мне нужен какой-то реквизит для творческой идеи - я просто покупаю его, без сожаления и подсчёта копеек. Надо - значит надо. Профессионал строит планы на будущее, вкладывает ресурсы в долгосрочные перспективы. Любитель же - авантюрен по своей сути, живёт в краткосрочной перспективе. Пожалуй, еще одно отличие - профессионал фокусируется на результате, ищет пути достижения этого результата, а любитель опять же действует по принципу "Получилось, как получилось". На самом деле, первая установка для меня является своеобразной ловушкой, потому что всегда может идти что-то не по идее, от этого рушатся планы и падает настроение. Пытаюсь сохранять "боевой" настрой и не падать духом. В, общем: Keep calm и продолжай в том же духе!
Keep Calm and Carry On с англ. - «Сохраняйте спокойствие и продолжайте действовать», английский агитационный плакат 40-х прошлого века.
4. Разное отношение к критике.
Я перестала воспринимать критику, как личные оскорбления. Для меня теперь критика делится на 2 категории:
1) от людей с профессиональными навыками, знаниями и опытом - подобный совет и помощь для меня ценнее золота;
2) банальная зависть, хейт (ненависть), неприязнь, невежество от несведущих - пропускаю мимо ушей, блокирую, удаляю.
5. Профессионал применяет знания, любитель - правила.
Профессионал уверен в своих знаниях, прекрасно ориентируется в своей сфере, как экспериментатор в своей мастерской, любитель понимает, что многое не знает и пытается восполнить пробелы правилами, написанными задолго до него. Но что такое искусство со строгими рамками и строго "по учебнику"? Это уже математика какая-то :) Правила нарушать можно и нужно, но только после того, как вы поняли, как они работают. Нельзя беспричинно "валить" горизонт в пейзаже и пытаться оправдать спешную установку штатива - творческим замыслом.
Помните! Нельзя знать всё на свете, даже если вы изучаете одну область многие десятилетия. Профессионалами не рождаются, ведь всегда нужно с чего-то начать, чтобы достичь мастерства. Иногда с нуля, но даже будучи профессионалом не теряйте авантюризма и тяги к новому, присущей любителям-новичкам.
Спасибо за прочтение!