«Могучие знаки» сопровождали скандинавов с рождения до смерти. Они предсказывали судьбу младенца, их наносили на люльку в качестве оберега, покрывали оружие и предметы быта, высекали на могильных камнях. Викинги верили, что руны воздействуют на человека и окружающий мир.
Неправильные руны могут убить
Сакральное искусство тайных символов было даром богов и открывалось не каждому, обращение к «недоучке» могло убить.
Руны обитателям Мидгарда принес Один. Чтобы познать сокровенное и мудрость, он отдал глаз Мимиру, пронзил себя копьем и девять суток провисел на Мировом дереве, ясене Иггдрасиль. Такова была добровольная жертва Одина. Способности, которые дают сакральные символы, полученные им, описывается в «Речах Высокого»:
- избавление от обид, скорби, забот;
- исцеление от хворей;
- мудрость;
- прекращение пожаров;
- способность останавливать вражду, возвращая мир;
- усмирение морских бурь;
- победа в битве;
- избавление от уз и пут;
- лишение воинской мощи врагов;
- способность задерживать полет вражеских стрел;
- противодействие чужой волшбе;
- превосходство над ведьмами;
- способность подчинять мертвецов;
- сила вызвать любовь в равнодушной женщине;
- защита от женских измен.
В «Речах Высокого» также есть предупреждение для мастеров: ошибка в начертании ведет к смерти и крови. «Не перепутай, не повреди их, с пользой владей ими», - повторяется в «Речах Сигрдривы».
Случай с «неправильными» письменами описан в «Саге об Эгиле». Однажды легендарный исландский скальд Эгиль Скаллагримссон, будучи в гостях, увидел в доме истощенную женщину, не встававшую с кровати. Это была дочь хозяина, страдавшая от сильной лихорадки. Скальд велел подстелить ей чистые одежды, а обшарив ложе, нашел рыбью кость с вырезанными символами. Эгиль прочел десять тайных знаков. После чего соскоблил их и бросил кость в огонь. Он пояснил, что неправильные письмена и есть причина долгой болезни. Скаллагримссон вырезал другие ставы, которые положили под подушку, и больная выздоровела.
«Сага об Эгиле» оставляет четкое предупреждение: руны не должен писать человек, не познавший их суть и силу, слишком легко сбиться в начертании, тогда – жди беды.
Правильные руны могут спасти
Знание о возможностях магии скандинавов хранят предания и археологические находки.
Тайной мудростью владел прародитель скандинавских властителей, Кон юный, внук Хеймдалля. «Песнь о Риге» говорит, что Кон помогал роженицам, мог развеять тоску и усыпить дух, успокоить море, усмирить огонь, затупить мечи, знал язык птиц.
Цикл об Эгиле рассказывает, что, когда Скаллагримссон был в доме конунга Эрика, жена вождя вместе с мужчиной по имени Бард решили убить скальда, подослав отравленную брагу. Скальду поднесли рог, предложив выпить. Эгиль начертал на нем знаки, кровью из ладони окрасил их и вопросил, на пользу ли будет напиток. Рог с отравой разлетелся на части, пролив питье на солому.
Предание о Боси описывает, как король Хринг приказал захватить своего сына Херрауда и его побратима Боси, намереваясь их казнить. В ночь перед судом в королевские покои проникла могучая чародейка Бюсла. Она была кормилицей Боси. С помощью магии она обездвижила Хринга и попросила отпустить пленников, но тот отказался. Тогда чародейка начала читать заклинания, призывая на голову короля самые страшные беды и несчастья, которые будут преследовать его в мире живых и мире мертвых. Творя заклятье, Бюсла начертила ставы и вынудила Хринга отпустить узников.
Тайнопись служила мощной защитой от темных сил, мертвецов и обитателей курганов, а также способом их подчинения. В сказании «Бычок Торгейра», колдун Торгейр сделал для дочерей охранные ставы, чтобы спасти их от быка-призрака, им самим же и созданного. Саксон Грамматик рассказывает, как с помощью знаков на дощечке, положенных под язык покойника, чародеи заставляли мертвеца открывать ужасные тайны грядущего.
На древнем бронзовом амулете, найденном на кладбище в шведском Хейстене, письмена заклинают погибших не приходить к живым. А в одном из шведских курганов была обнаружена монета со ставом, сулящим «взломщику» мучения и смерть в мире великанов. Также был обычай класть в захоронения камни с заклинаниями, чтобы защитить могилы от разграблений и запечатать для мертвых вход в мир живых.
На одном из менгиров Бьоркеторпа высечено предупреждение: кто разрушит мегалиты, будет убит волшебством. Существует местная легенда о человеке, решившем снести камни, чтобы расширить надел земли. Он развел костер, чтобы раскалить валуны, и, хотя погода была безветренной, пламя «кинулось» на него. Мужчина загорелся и умер.
Во многих сказаниях есть истории о ритуалах, насылающих беды. В преданиях об Эгиле, скальд Скаллагримссон, желая отомстить, наложил проклятие на властителя Эйрика и его жену Гуннхильд. Он нанес руны на орешниковую жердь, насадил на нее череп лошади и установил на скалистом мысе. Похожий ритуал совершили братья Екулль и Факсабранд в сказании о людях из Ватнсдаля.
В «Старшей Эдде» Скирнир, слуга Фрейра, устав уговаривать Герд выйти за его господина, угрожает вырезать «Турс» и еще три знака, чтобы наслать на девушку скорбь, похоть и безумие.
В предании о Греттире старуха-колдунья провела ритуал, заговорив обычную корягу. Колдовское дерево привело к гибели воина и его сотоварищей.