Найти тему
Тайные знания Лилит

"Случайным выстрелом в облако он застрелил ведьму". Новый взгляд на старые события

Источник фото: mifology-folklore.fandom.com
Источник фото: mifology-folklore.fandom.com

Придется опровергнуть привычный стереотип, будто война с ведьмами -- дело рук исключительно инквизиции и католиков. Инквизиция войну разожгла, но ее ход не понравился руководству католической церкви. С точки зрения образованной и просвещенной верхушки духовенства все выглядело глупо: бабы по небу стаями летают, с козлами на пепелище сношаются. Да и перед Девой Марией, чей культ в католицизме чрезвычайно важен, как-то неудобно получалось. И в 1490 году от книги «Молот ведьм» католическая церковь вроде бы (сведения об этом противоречивы) отреклась. Все дела касательно колдовства передали в ведомство гражданских судов. Теперь уже все зависело от воли бугромистров, королей и графов. Вы полагаете, что за ведьмами перестали гоняться? Нет, война с ними только разгорелась.

В Германии реформаторы-протестанты преследовали ведьм более ожесточенно, чем католики: в саксонском городе Кведлинбурге с населением 12 тысяч человек за один день 1589 года были сожжены 133 ведьмы. В 1651 году в Силезии смекалистый палач сконструировал печь, в которой спалил 42 жертвы, включая двухлетних детей. Выходит, с женщинами воевала не столько инквизиция, не столько католическая религия, сколько весьма значительная часть мужчин в разных странах, независимо от вероисповедания и должности. И для всех воителей настольной книгой был «Молот ведьм».

Какие мужчины охотятся на ведьм во все времена

Против женщин всегда выступают мужчины слабые, бесталанные, беспомощные и потерпевшие поражение. Это ясно видно, если проанализировать, в каких странах на ведьм активнее всего нападали. Больше всего ведьм уничтожили в Германии в 1628--1685 годах. По очень простой причине: немцы тридцать лет (1618--1648) воевали из-за религии (католики против реформаторов). На разоренную войной землю пришла чума, затем ударили небывалые морозы и неурожаи, а напоследок через нее сифилис прокатился. Женщины обрабатывали огороды, собирали хворост и боролись за выживание. Мужчины жили за их счет, переживали от собственной беспомощности и никчемности.

Как почувствовать себя сильными? Найти внутреннего врага, обвинить в своих проблемах и очистить от него свои ряды. Желательно, чтобы враг был слабым и не сопротивлялся. Кого назначим на роль врага? Женщину -- «эта на меня жалобно смотрит и есть просит, о моей несостоятельности напоминает». И эту -- «у нее глаза наглые, и торгует она умело, лучше меня». И ту -- «она мое поле порошком дьявольским посыпала, у меня из-за нее рожь не выросла».

В Испании за ведьмами не гонялись. Там мужчины оказались другими -- сильными, целеустремленными и недурно обеспеченными. Они не обладали таким невероятным количеством комплексов, чтобы сражаться со слабыми женщинами. Ну какой в этом интерес для мачо? Коварные еретики, богатые иудеи, воинственные мавры -- это другое дело.

Испанская инквизиция была самой жестокой в Европе и погубила тьму-тьмущую еретиков. Имя ее главы, Великого инквизитора Торквемады, стало нарицательным для определения человека невероятной жестокости. Но к женщинам жестокий фанатик относился вполне прилично, был духовным наставником инфанты Изабеллы Кастильской, ценил умную девушку, отдал ее замуж за Фердинанда Арагонского и затем объединял Испанию под эгидой католической церкви. Ему было некогда избирательно и целеустремленно ведьм ловить, он делом занимался -- страну строил. В 1611 году в испанской Наварре градоначальники только принялись за ловлю ведьм -- очередной Великий инквизитор тут же отрядил туда свою комиссию, все нелепые дела спустили на тормозах и никого не сожгли.

Не очень истово ловили ведьм и в теплой Италии: артистичные мужчины предпочитали выражать себя в творчестве: они ваяли, строили, писали картины, рисовали, коллекционировали прекрасное. Воевали друг с другом, но не слишком яростно, а так, чтобы жертв было мало, а славы -- много.

И в наши дни ничего не изменилось. Если кто-то говорит тебе, что «все бабы -- дуры и сволочи», держись от него подальше, не разубеждай, ничего не доказывай. Он -- или бесталанный, или обремененный комплексами, которые при близком контакте и при первой же неприятности из него выскочат и больно тебя укусят. Такой мужчина способен жить за твой счет и тебя же поносить за «пренебрежение» к нему и за то, что пол на кухне грязный. С него станется не отпускать жену на работу, чтобы она случайно его не «переросла». Или развестись с нею, после того как она получит высокий пост, под предлогом «ты плохая хозяйка» или «ты плохая любовница».

Аргументы, которыми пользовались богословы, доказывая существование ведьм
Трактат иезуита Мартина дель Рио: «В 1587 году один солдат, стоя на карауле, случайным выстрелом в облако застрелил пролетавшую мимо ведьму, которая в результате свалилась прямо к его ногам. Что скажут на это те, кто отрицает ведьмины собрания?»

Ведьмин бургомистр

Когда Герман Котман, торговец из города Лемго, был ребенком, на городской площади сожгли его мать, обвиненную в колдовстве. Герман сделал блестящую карьеру, в 1667 году получил пост бургомистра родного города и за несколько лет правления сжег сто ведьм. И вошел в века под прозвищем «Ведьмин бургомистр».

Два способа женского самоутверждения

Они всегда одни и те же -- и тогда, и сейчас. Первый -- бросить вызов назло всем. Обвинения против ведьм не всегда создавались на пустом месте. Женщины охотно играли в эту смертельную игру и совершали колдовские ритуалы, чтобы поднять свою значимость. Неоформленная женская сила жаждала во что-то претвориться, но ни знаний, ни образования, ни умения заниматься чем-то, кроме хозяйства и детей, у женщины не было. А как быть с полетом души? Желанием любить? Стремлением что-то создать? Кому-то отомстить? Что-то узнать? Женщины «летали» на шабаш, намазавшись галюциногенной мазью. Группами уходили в лес, где раздевались донага, извивались от страсти, воображая секс с невидимым демоническим любовником. Мстили соседке троекратными плевками по ветру через забор и громко желали, чтобы та заболела. Узнавали, как лечить травами, от матерей и бабушек, пользовали людей и попадали на костер «за лечение без образования».

Второй -- встать на сторону гонителей, выслужиться перед ними и вместе с ними обрушиваться на своих товарок. Разоблачать чужое колдовство было выгоднее, проще и куда безопаснее. Несчетное количество кумушек доносило на соседок за то, что те моложе, красивее и счастливее, и считали себя при том благочестивыми и почти святыми.

В протестанском американском городе Салеме две девочки 9 и 11 лет, Бетти Перрис и Абигайль Уильямс, наслушались рассказов черной рабыни про магию вуду, принялись биться в судорогах и провидеть, кто из горожан занимается колдовством. Власти города девочкам поверили, первым делом, как ведьму, сожгли черную рабыню, а потом принялись возить Бетти и Абигайль по округе, чтобы они выявляли чужое злое ведовство. Гордые девочки вершили правосудие: у ворот дома, где жила предполагаемая ведьма, они бились в корчах. По обвинениям, выдвинутым малышками, арестовали 141 человека, в том числе родителей одной из них. Успели казнить 20 человек, остальных приказал выпустить губернатор штата, когда девочки обвинили в колдовстве его собственную жену.

Кто чаще всего становился жертвой охоты на ведьм

  • На первом этапе -- самые беззащитные и чем-то от других отличающиеся: сироты, рыжие, косоглазые, хромые.
  • На втором -- вызывающие зависть: хорошо обеспеченные вдовы, которые могли безнаказанно вступать в связи с мужчинами, сексуальные красавицы, умные травницы или повитухи.
  • На третьем -- все остальные, включая мужчин, -- пособников ведьм. Ни высокое положение, ни деньги, ни благочестие не спасали от костра.

В 1627 году в Вюрцбурге первой сожгли служанку -- она якобы колдовала, когда выбрасывала золу из печи. А потом на костер среди обычных горожанок отправили жену бургомистра, жену одного из видных чиновников ратуши, потом казнили трех дочек бургомистра -- двенадцати, девяти и пяти лет, потом -- самого бургомистра, местного каноника, студентов. Гонения всегда начинаются с одного и распространяются на всех.

  • В небольшом немецком городке Оснабрюке за три месяца 1588 года была сожжена 121 ведьма -- почти все женское население.
  • Охота на ведьм длилась более 200 лет. Начало ей положила папская булла «О ведовстве», которая вышла в 1484 году. Ее разгар приходится на XVII век. Продолжалась она и в XVIII веке. Ведьм сжигали во времена Ньютона и Декарта, Канта и Моцарта, Шиллера и Гете.
  • Число жертв охоты за ведьм, осужденных по ведовским процессам, по разным данным -- от 60 000 до 100 000. Из них две трети -- женщины, остальные -- мужчины, ведьмины союзники-колдуны и оборотни, которых «разоблачали» во Франции. Больше всего погибших -- в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Меньше всего -- в Испании и Италии.

Автор: Галина Зайцева

Консультанты: Гергий Индулен, историк, Аркадий Панц, психоаналитик (R.I.P)