Найти тему
Смотри в Корень

Пушкин и пошлость. Откуда она появилась в его творчестве

Сонет А. С. Пушкина "Мадонна" впервые увидел свет в 1831 году. Его напечатали в альманахе "Сиротка" и в №15 "Литературной газеты".

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель —
Она с величием, Он с Разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Литературная Газета. 1831. Т. III. № 15. 12 марта 1831, четверг. Фрагмент страницы 122.
Литературная Газета. 1831. Т. III. № 15. 12 марта 1831, четверг. Фрагмент страницы 122.

Нетрудно догадаться, что стихотворение посвящено жене Александра Сергеевича Наталье Николаевне Пушкиной. Поэт писал о чистой прекрасной женщине, кроткой и величественной одновременно. Именно о такой он мечтал, а когда её встретил, увидел в этом промысел Творца.

А. К. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. Акварель. 1831-1832 г.
А. К. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной. Акварель. 1831-1832 г.

Прошло много лет. Пушкина и его жены давно уже нет в живых. А на заседаниях так называемой Пушкинской комиссии при Институте мировой литературы (ИМЛИ) Российской Академии Наук солидные почтенные люди на полном серьезе обсуждают не прекрасный сонет, а якобы сохранившиеся подлинные письма Пушкина к жене, в которых он называет ее "жёнкой", "дурой" и даже сравнивает с "сучкой". Когда я услышала это собственными ушами, впечатление было шоковое. Цитировать письма Пушкина к жене не буду. Внизу есть ссылка, по которой можно их при желании найти.

Как же такое могло произойти? Откуда взялись эти письма? Тут возможны два варианта: или Пушкин - конченый лицемер, или в ИМЛИ творится что-то не то.

Если считать подлинным всё, что входит в собрание сочинений Пушкина, в том числе письме за 20 с лишним лет, то основания для сомнения в искренности его творчества, безусловно, будут. Ведь свое истинное восприятие действительности Пушкин мог явить либо в "Евгении Онегине" и "Капитанской дочке", где присутствуют образы прекрасных чистых девушек, либо в "Гавриилиаде", где отрицается сама возможность непорочности, потому что даже Богоматерь представлена непотребной женщиной. Ведь внутри себя, в душе своей каждый человек либо чистый, либо пошлый, а третьего состояния не существует. "Кто ты в сердце своем?" - такой сакральный вопрос задается в одном замечательном детском мультике.

Пушкин искренне мог писать либо патриотические произведения, среди прочего прославляющие российских императоров, либо стихи про "обломки самовластья" и послания "декабристам", так как невозможно быть одновременно лояльным гражданином своей страны и бунтовщиком.

Правда, есть такие люди, которым все равно, что писать, лишь бы деньги платили. Но Пушкин беспринципность и приспособленчество обличал, в частности, через образ Швабрина из "Капитанской дочки". И вообще, как мне думается, вопрос с его собственным лицемерием, точнее, отсутствием такового, решается достаточно просто.

Если отбросить все произведения и редакции произведений, которые при жизни поэта не печатались, то в оставшейся библиографии мы не найдем даже намека на пошлость, грязь или двуличие. Можете проверить сами, сопоставляя время появления сомнительных произведений Пушкина с датой его смерти (29 января (10 февраля) 1837 года). Внизу есть ссылка на сайт, где произведения Пушкина приведены с указанием даты первой публикации.

Вот пример. Стихотворение "Прелестнице" датировано 1818 годом. Было напечатано в журнале "Московский зритель" и в сборнике стихотворений, изданном в 1826 году.

ПРЕЛЕСТНИЦЕ
К чему нескромным сим убором,
Умильным голосом и взором
Младое сердце распалять
И тихим, сладостным укором
К победе легкой вызывать?
К чему обманчивая нежность,
Стыдливости притворный вид,
Движений томная небрежность
И трепет уст и жар ланит?
Напрасны хитрые старанья:
В порочном сердце жизни нет...
Невольный хлад негодованья
Тебе мой роковой ответ.
.....................................................
......................................................

Скажи: у двери оцененной
Твоей обители презренной
Кто смелой не стучал рукой?
Нет, нет, другому свой завялый
Неси, прелестница, венок;
Ласкай неопытный порок,
В твоих объятиях усталый;
Но гордый замысел забудь:
Не привлечешь питомца музы
Ты на предательскую грудь.
Неси другим наемны узы,
Своей любви постыдный торг,
Корысти хладные лобзанья,
И принужденные желанья,
И златом купленный восторг!
Стихотворения Александра Пушкина. В типографии Департамента народного просвещения. 1826. Стр. 158
Стихотворения Александра Пушкина. В типографии Департамента народного просвещения. 1826. Стр. 158

Из этого стихотворения можно заключить, что падшие женщины Пушкину не то чтобы не интересны, но даже противны, и дела он с ними никогда не имел. Тем не менее, в полном собрании его сочинений присутствует вот такое "произведение", сопровождаемое припиской, что это черновое стихотворение, не предназначенное для печати.

Сводня грустно за столом
      Карты разлагает.
Смотрят барышни кругом,
       Сводня им гадает:
«Три девятки, туз червей
       И король бубновый —
Спор, досада от речей
       И притом обновы...

А по картам — ждать гостей
      Надобно сегодня».
Вдруг стучатся у дверей;
       Барышни и сводня
Встали, отодвинув стол,
       Все толкнули
......
Шепчут: «Катя, кто пришел?
       Посмотри хоть в щелку».

Что? Хороший человек...
      Сводня с ним знакома,
Он с
....... целый век,
      Он у них, как дома.
В кухню барышни бегом
      Кинулись прыжками,
Над лоханками кругом
      Прыскаться духами.

Гостя сводня между тем
       Ласково встречает,
Просит лечь его совсем.
       Он же вопрошает:
«Что, как торг идет у вас?
       Барышей довольно?»
Сводня за щеку взялась
       И вздохнула больно:

«Хоть бывало худо мне,
       Но такого горя
Не видала и во сне,
       Хоть бежать за море.
Верите ль, с Петрова дня
       Ровно до субботы
Все девицы у меня
       Были без работы.

Четверых гостей, гляжу,
       Бог мне посылает.
Я
...... им вывожу,
       Каждый выбирает.
Занимаются всю ночь,
       Кончили, и что же?
Не платя, пошли все прочь,
       Господи мой боже!»...
и т. д.

Ни по стилю, ни по содержанию, ни по смыслу этот вульгарный стишок ни в малейшей мере не похож на пушкинский. И приписать его перу великого поэта можно было только с какой-то недоброй целью. Однако в 12 выпуске программы "1000 строк о любви", выходившей на канале "Культура", ведущий, доктор филологических наук, председатель Пушкинской комиссии при ИМЛИ г-н Непомнящий читает это стихотворение вслух именно как пушкинское и замененные здесь точками слова произносит без всяких запикиваний.

Валентин Непомнящий. 1000 строк о любви. 12 серия.

(разговор о стихотворении начинается на 16:50).

Как ни печально, но, судя по всему, "пушкинисты" в Институте мировой литературы Российской Академии Наук под видом популяризации произведений Пушкина занимаются насаждением пошлости, подменяя настоящее творчество поэта низкопробными фальшивками. Ведь нормальный человек похабщину в обычных обстоятельствах читать не будет, а под брендом "Пушкин" может и прочесть и даже поверить, что поэт действительно был пошляком и лицемером, имел донжуанский список на несколько десятков имен и постоянно ввязывался в дуэли. А если оно так, то какой интерес и какой смысл читать "Полтаву" или "Бориса Годунова"? Это скучно и, главное, лишено настоящей жизни...

Рисунок, на котором якобы изображена часть плана поэмы "Гавриилиада"
Рисунок, на котором якобы изображена часть плана поэмы "Гавриилиада"

Мне иногда приходится слышать высказывания совершенно разных людей, которые едины во мнении, что нечего, мол, защищать Пушкина, ведь он был не святой: и матом ругался, и адюльтером не брезговал, и девок брюхатил... На это отвечаю, что я склонна верить самому человеку, а не тому, что говорят о нем другие. Святость - это понятие, сложное для оперирования, а вот нравственной чистотой великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин обладал в полной мере, и свидетельством тому являются его подлинные произведения, изданные при жизни.

Современные "пушкинисты" являются наследниками тех, кто, как точно подметил один из комментаторов на моем канале, в свое время "хайпанул" на смерти поэта. Со временем этой хайп разросся до уровня целой субкультуры, объединяющей людей, пишущих о Пушкине и вместо Пушкина и потребляющих плоды этого псевдотворчества. Только вот самого Пушкина там нет вообще.

Чтобы читать Пушкина, нужно только ваше желание и его книги. Только настоящие, не подложные. И не надо слушать никаких "пушкинистов". Эти люди не просто паразитируют на известном имени, но популяризируют фальшивого, фейкового Пушкина. Я не помню, кто и где это сказал, но подпишусь обеими руками под мыслью, что зло не существует само по себе, а является отрицанием и подменой добра.

Ссылка на сайт, где среди прочего опубликованы все произведения Пушкина с указанием даты выхода в свет (по данным ПСС в 10 томах 1979 г).

Уважаемые читатели!

Подписывайтесь на канал Смотри в Корень. Здесь будет интересно, я постараюсь.