Введение:
Веками православная церковь имела огромное влияние на жизненный уклад различных сословий и народов проживающих на территории России, путём устаналение откровенного диктата практически во всех сферах жизни человека. История православного храма на одной из многочисленных окраин современной Рязани интересна и трагична, не только с религиозной точки зрения, но и для местной истории.
Главной целью данной статьи является систематизация информации о храме из различных статей и проследить историю церкви от её основания и до распада СССР. Для краеведческой науки эта тема весьма актуальна по нескольким причинам: во-первый до революции 1917 года церкви на большие средства и чаще всего меценатов и поэтому были весьма богатыми, во-вторых сохранившиеся дореволюционные церкви представляют собой важные исторические источники, которые лучше раскрывают быт и уклад населения того времени и в-третьих для рязанской земли этот храм обладает крайне необычной конструкцией.
Необычной конструкцией храм обладал из-за постройки в стиле классицизма, что было не характерно для Рязанской губернии.
История Преображенского храма до 1917 года.
Официальный сайт церкви Преображение пишет в своей мини-статье о истории своей цервки , что по народным преданиям до постройки храма Преображения, в с. Канищево первоначально существовала церковь свт. Николая. Если данная церковь и действительно существовала, то указывает на то, что когда-то в этом регионе русские люди почитали святого угодника Божия, чудотворца Николая Мирликийского. Его почитали, как милостивого заступника и защитника угнетённых и который грозен к своим врагам. Такое почитание именно этого святого может быть связано с тем, что Канищево регулярно подвергалось разорению. Об этом также пишет и информационный портал ПроРелигию. Главным источником, который подтвердает, что жители Канищево почитали св. Николая Миклйского, это описание Иоанна Добролюбова всех церквей, которые находились в Рязанской губернии на момент 1884-1891 годов.
Как пишет информационный портал ПроРелигию и официальный сайт Преображения данная церковь просуществовала до 1618 года. Старый приход был сожжен при попытке казачьего войска под предводительством гетмана Сагайдачного взять штурмом кремль Переяславля-Рязанского (ныне — город Рязань).
Жители села Канищево решили построить новую церковь. В 1792 году на деньги майорши Натальи Михайловны Хрущевой был возведен деревянный приход, однако и он просуществовал недолго — сгорел 24 августа 1814 года.
История современной церкви согласно статье иеромонаха Иоакима берёт своё начало, только в 1824 году. Она была построена на пожертвования вдов воинов, а также ветеранов войны с Наполеоном 1812-1814 годов. Историю данной церкви также исследовал В. Фролов, который в своей статье сравнивал этот храм с Храмом Христа-Спасителя, апеллируя это тем, что московский храм также был построен на пожертвования вдов и участников войны с Наполеоном. Ещё одним для сравнения В. Фролов указывал, что оба храма были посвящены памяти жертвам войны с Наполеоном. Из-за частых пожаров, из-за которых сгорели деревянные храмы построенные до этого, было принято решение о постройке каменной церкви.
Иоанн Добролюбов в своём описании писал, что постройка данной церкви была поручена помещику Константину Сергеевичу Огорёву, однако приделы при этой церкви Никольский и Казанский строились под управлением другого помещика Петра Николаевича Колычёва.
В. Фролов в своей статье также пишет, что церковь была спроектирована известным русским архитектором Василием Петровичем Стасовым и А. Г. Григорьевым. Однако в своей статье о Преображенском храме информационный портал ПроРелигию пишет также и том, что церковь мог спроектировать и швейцарский архитектор Дементий Иванович Жилярди (Джилярди).
Игорь Алексеев, который также занимался историей этого храма в 2013 году написал статью посвящённую истории данной церкви. В своей статье он писал, что данный храм был построен в стиле классицизма. Сам храм был очень прост в своих пропорциях, но в то же время и величествен. Куб храма завершается низкой ротондой с плоским куполом. В толще северной и южной стен размещаются четырехколонные лоджии дорического ордера. В плане четверик церкви имеет сходство с самым знаменитым храмом Православного мира – Святой Софии в Константинополе.
Возвращаясь к статье В. Фролова , то стоит отметить отметить, что он пишет о том, что первоначально помещение самой церкви и трёхступенчатая колокольня были отдельно друг от друга и только во второй половине XIX века были соединены трапезной. Этот факт также подтверждается и в материле Игоря Алексеева. Сама трапезная была построена на деньги помещика Петра Николаевича Колычёва. Путешественники, которые проезжали эту церковь называли её культурным ансамблем и отмечали, что данная церковь является уникальной в архитектурном стиле для рязанской земли. На Рязанской земле только одна была похожая колокольня в селе Перевес Спасского района.
Писцовые книги на которые ссылался Иоанн Добролюбов при составлении описания рязанских церквей даёт нам возможность нам определить площадь церкви, которая она занимала до революции. В состав церкви входили 2 десятины усадебной земли, 42 десятины пахотной земли и 3 десятины луговой и во владении причта было 42 десятин земли.
Также Иоанн Добролюбов пишет о известных ему священниках, которые когда-то служили в Канищево:
1) Филипп умер в 1676 году
2) Сергей Иванов родился в 1703 году, умер в 1728 году
3) Иван Иванов родился в 1739 году
4) Иеропей Петров служил в церкви с 1727 года, умер в 1742 году.
5) Алексей Горовень родился в 1742 году
6) Иоанн Яковлев-неизвестно
7) Михаил Борисов родился 6 января 1809 года
8) Николай Волхов родился в 1816 году
9) Пётр родился в 1843 году
10) Иоанн Смирнов умер в 1881 году
11) Андрей уп. с 1882 года
На данный момент это все священники которые известны науке, которые так или иначе были связаны с судьбой данного храма.
В 1915 году, почти накануне революции 1917 года, Преображенский храм посетил епископ Рязанский и Зарайский Димитрий (Сперовский). Храм ему понравился, а ещё больше – прихожане, которые стремились украсить свою церковь. До революции 1917 года в храме регулярно совершались различные православные таинства.
Храм при Советской власти.
После прихода к власти большевиков, началась политическая борьба против всего, что могло бы олицетворять старую Россию. Конфликт между церковью и большевиками становился неизбежным, что привело к разрушению многих уникальных в архетектурном плане церквей и утратой многих исторических записей о жизни провинций до революции. Однако первую острую фазу антицерковного конфликта, церкви в Канищево удалось пережить и храм был закрыт, только в 1938 году. После закрытия церкви, у местного настоятеля храма отца Василия, в скором времени конфисковали всё имущество и он был вынужден в буквальном смысле "ходить по селу". В скором времени, он попал в тюрьму, где и скончался. Когда именно это произошло и при каких обстоятельствах неизвестно.
Но не смотря на то, что в первые годы после революции, большевики не уничтожили храм, отношение между новой властью церковью были напряжёнными. В 1922 году из храма были изъяли из храма ценные церковные вещи, в том числе сняли серебряно-вызолоченную ризу с иконой Божией Матери. Официальной причиной стала помощь голодающим, однако на сегодняшний день трудно сказать было ли это действительно направлено в качестве помощи или было продано в частную коллекцию из-за огромной коррупции, которая царила в то время.
С 1938 по 1988 год церковь использовалась в качестве склада для зерна и не обслуживалась в техническом плане. Это привело к тому, что церковь со временем всё больше и больше приходила в ветхое состояние. Сначала на территории бывшей церкви хранили зерно, потом стройматериалы и запчасти для техники.
Однако в 1988 году инициативная группа верующих сельчан, смогла добиться того, чтобы церковь была возвращена обратно церковникам. После того, как церковники смогли добиться возвращения церкви её состояние было очень ветхим и церковь нуждалась в срочном и дорогостоящем ремонте. Восстановление церкви в своей мини-статье описал М. Жаворонков. Для начала было проведено несколько субботников, на которые пришли множество добровольцев. Местные жители оказывали помощь в восстановлении храма. Множество людей приносили иконы, а в скором времени была установлена чугунная печка. Новым настоятелем стал отец Василий. Любопытно, что последний настоятель до закрытия храма носил такое же имя. Ремонт продвигался быстро и уже в 1989 году велись православные службы во время церковных праздников.
31 декабря 1989 года архиепископ Симон освятил данную церковь. 1 марта 1991 года настоятелем стал Иоанн Сипратов. Он провёл крупные реставрационные работы и при нём храм обрёл свой современный вид.
23 июня 1991 года за несколько месяцев до официального распада СССР патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил этот храм. Таким образом после и по настоящее время этот храм продолжает функционировать и безусловно является одной из культурных и одной из самой малоизвестной достопремечательности Рязанского края.
Вывод:
Церковь Преображения Господня застала время разной политической конъюктуры. События, которые последовали после Великой Октяборьской Революции, ярко иллистрируют, что каким бы не был уникальным храм в архетиктурном плане, это не спасало его от возможного разрушения по прихоти коммунистов. Целенаправленное уничтожение церквей невозможно оправдать с точки зрения гумманизма и человечности, однако вместе с этим не стоит забывать и обо всех достижениях, которые дал СССР миру. В современном мире, в которомтак много различных идей и взглядов, необходимо и дальше сохранять баланс и уважение друг к другу, не уходя в религиозный или атеистический фанатизм.
Список Литературы:
1) http://www.metarya.ru/nash-khram/istoriya.html
2)https://proreligiu.club/hramy/rossiya/preobrazhenskiy-hram-v-ryazani.html
3) Иоанн Добролюбов: Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями том № 1. Материал о Преображенской церкви находится на с.№ 102.
4) Иеромонах Иоаким: Из новейшей истории Преображенского храма. Статья была опубликована в газете Преображение в 2003 году.
5) В. Фролов : О Преображенской церкви в Канищево. Была опубликована в 1993 году в газете Вечерняя Рязань
6) Игорь Алексеев: Преображенский храм. Статья была опубликована в газете Преображение в 2013 году.
7) Жаворонков М.: Преображение(о восстановлении церкви в Канищево). Была опубликована в 1989 году в газете Приокская правда.