Двадцать лет назад я впервые оказался в Македонии - небольшом государстве, ранее входившем в состав советской Югославии.
И знакомство со страной мы начали не со столицы, а с маленького затерянного среди холмов города под названием Кратово. Об этом сейчас и расскажу.
Кратово открыли довольно случайно. И не без удивления обнаружили, постфактум, что городку более 1000 лет, и что городок является одним из символов борьбы македонцев за независимость. И, наконец, Кратово это музей под открытым небом, где сохранилась застройка XVII века, включая старинные мосты и сторожевые башни. Упоминал ли я про подземные катакомбы? Нет? Тогда читайте дальше -
Как мы попали в Кратово?
Это был долгий день. Стартовали с раннего утра из сербского Смедерево, знаменитого громадной крепостью на берегу Дуная, затем двигались до Джердапа (каньон Дуная на границе Румынии и Сербии), и затем взяли путь на болгарскую границу в районе сербского городка Неготин (с болгарской стороны - Брегово, если помните, эта та самая ж.д станция из фильма Кустурицы "Черная кошка - белый кот", где прохиндей-цыган покупал поезд с бензином).
У моей спутницы была французская шенгенская виза, действительная последний день. И, поскольку мы были на машине, и до границы было всего 10 км, и "туристический" световой день заканчивался, решили на авось прокатиться - а вдруг болгары пропустят якобы транзитом? Приближаясь к границе, мы делали ставки. Я сказал, что шанс быть пропущенными 1 из 100, а спутница оценила шансы как 1 из 200. Не пустят - так не пустят!
Примечательно, но нам не суждено было сей момент прояснить, ибо невероятным образом мы исхитрились сбиться с пути на прямой дороге (Каюсь, это я предложил свернуть и пофотографировать некие руины крепости), а затем решили проехать к границе по проселочной дороге. И на границу мы приехали, но накрутив 30 километров, вместо 10. Более того, мы оказались у перехода, работающего только для граждан Болгарии и Сербии, а не у международного в Неготине. И иностранцев тут не пропускают в любом случае, вне зависимости от наличия и отсутствия визы. Вот это переход -
В завершение этого дня, когда позади было уже около 300 километров по дорогам Сербии, и на часах было 6 вечера, мы решили успеть доехать до македонского Скопье. Какая "мелочь" - по карте не более 350 километров по второстепенной (желтой) дороге. Кто путешествовал на машине по этим краям, тот знает, что такое "желтая дорога". Это абсолютно непредсказуемые приключения. Как правило, речь идет об узкой трассе, где вы невольно притормаживаете к обочине, когда на встречу идет грузовик. Плюс частые ямы в асфальте, плюс чисто Балканские виражи и серпантины. Иными словами, ваша средняя скорость на таких трассах едва дотягивает до 70 километров в час.
К счастью, сразу после Ниша начинается платная автострада, и оставшуюся треть пути вы держите крейсерскую скорость в 120. По крайней мере, именно так гласил атлас дорог. На самом же деле, недолго мы радовались хорошему. Едва я расслабился, пристроившись нарушать правила за неким румыном мчавшимся 180 км/ч, как замелькали знаки дорожных работ, и вскоре мы вернулись к исходным 70 км/ч.
За 30 километров до Прешево мы сворачиваем на второстепенную дорогу с указателем "Гранични прелаз Прохор Печински", и вскоре, буквально через полчаса, мы туда приезжаем. Переход действительно маленький, и пользуются им жители близлежащих сербских и македонских деревушек. Наши хорватские номера вызывают некоторое удивление у пограничников, и те интересуются, мол, вы что, прямо из Сплита сюда приехали? Затем берут наши паспорта, уходят с ними в будку. В мой синий паспорт они шлепают печать сходу и возвращают назад. С моей спутницей проблема, но все это было предсказуемо. Просят ваучер. Пожалуйста. Изучают его с явным непониманием. Звонят начальству. Просят нас припарковаться в стороне, пока решается вопрос. Проходит 40(!) минут, и мы уже не уверены, стоило ли ехать сюда, ибо и на главном переходе было бы тоже самое. Но в итоге те ставят печать моей спутнице, и мы проезжаем. Мир тебе, Македония!
Кратово
На часах уже полночь. Притормозив в сторонке сразу же после границы, изучаем карту. Откровенно говоря, устал я до такой степени, что засыпал за рулем. А "бесправная" девушка заменить меня за рулем не могла. До Скопье мы насчитали 88 километров. Зато до городка Кратово - 63. Именно там расположен ближайший отель, где мы могли переночевать. Кроме того, вскользь почитали про это место в Lonely Planet, и решили ехать туда. В Скопье, в таком случае, утром. Надо сказать, не сразу мы отыскали Кратово. Эти 63 километра были истинным сюрреализмом. Забегая вперед, замечу, что городок - центр крупнейшего на Балканах горнодобывающего района. Здесь все покрыто темными конусами изьятой из недр земли руды, чем здорово напоминает Донбасс. Бесконечные указатели о том, что тут шахта такая-то, а там такая-то. И добывают здесь не что-нибудь, а золото и серебро.
В итоге, когда мы были близки к осознанию того, что в очередной раз сбились с пути, вьехали в Кратово. И вскоре отыскали единственный отель. Администратора не наблюдалось, мы отыскали его смотрящим с друзьями футбол в ресторане. Дядечка побежал с нами, быстро выдал ключ, пожелал спокойной ночи, и извинившись умчался досматривать матч между Македонией и Австрией.
С раннего утра мы позавтракали и вышли посмотреть городок. Вскоре поняли - мы не поедем в Скопье вовсе. Зачем? Городок и его окрестности несомненно достойны дня, проведенного здесь. Тем более, что в Скопье я бывал и ранее. Тсссс, не рассказывайте это моей попутчице, иначе она решит, что я - эгоист. Шутка.
Здесь можно гулять часами. Узенькие мощенные улочки турецкого периода, домики 17-19 веков, старинные мосты, мощные сторожевые башни и...высокие горы вокруг, стеной окружающие город. Недаром он расположен внутри потухшего вулкана! Маленькие уютные кафе, колоритные бабушки сидящие у домишек, древние машинешки класса Трабант и Юго.
Каменный город Куклица
Его еще называют "долиной кукол". В 10км от Кратово, проехав (или пройдя) по петляющей грунтовой дороге вверх к вершине кратера и затем вниз, вы попадаете в причудливый естественный парк странных каменных изваяний -
Немного истории
Как уже говорилось выше, Кратово это городок горняков и золотоискателей. И рыли землю тут аж с 1282 года, с сербского периода. Своего наивысшего развития местечко достигло при турках, когда Кратово посетил султан Мурат, ведший свое войско в Косово. Помните Косово-Поле, символ сербского единства? Вот как все связано на этом свете. Хотя для сербов и православия на Балканах начались черные дни под властью турок, но Кратово от этого лишь выиграл. Городок удачно соседствовавший с подземными сокровищницами быстро рос, и достиг населения в 56 тысяч человек в 1836 году. Что не сравнить с 8 тысячами жителей нынче. Здесь появилась изящная "Чаршия" (турецкая часть города) с красивыми мечетями и медресе. Кроме того, именно в турецкий период город был обнесен мощными стенами со сторожевыми башнями. Так же, турки возвели величественные мосты над глубоким каньоном речки, протекающей аккурат через центр городка.
Интересно, а сегодня Кратово - такой же сонный, пьяненький и очень обаятельный, или туда тоже дотянулась цивилизация?