Найти в Дзене
История войн и оружия

Т-34 как оригинальная разработка советского ВПК

А-32. Яндекс картинки
А-32. Яндекс картинки

История советского танка Т-34 началась задолго до его серийного выпуска в 1940 г.

В 1927 году в СССР произошли события получившие название "военная тревога", когда всерьез рассматривалась угроза иностранного вторжения. Остро встал вопрос о повышении боеспособности армии. В первую очередь подумали о новейших средствах вооружений, в частности танках. Решили для ускорения налаживания серийного производства танков новейших конструкций отправить специальную закупочную комиссию в Англию и США.

В 1930 году комиссия закупила 7 и 12-тонный танк "Виккерс", 9-тонное шасси танка Кристи (М.1931) и танкетку "Карден-Ллойд". Были и свои разработки, но сделали выбор в пользу иностранных образцов.

Копирование хотя и давало какие-то выводы, но оно по моему мнению заставляло повторять вчерашний день западных стран. Как и закупки иностранных станков и оборудования.

Единственный путь конструирование с нуля собственных разработок. Да, возможно, теряется время, но зато закладываются основы собственных производств, если даже кто-то попытается копировать, он в свою очередь будет в отстающих.

Конечно, должен быть широкий обмен мнениями среди ученных всего мира, обучение и стажировки отечественных специалистов за рубежом. Наиболее оптимальные технические решения так и находятся. Конечно, должно быть квалифицированное министерство промышленности, которое понимает, что копировка это путь к отставанию, а секрет успеха подъем науки и производства.

Вернемся к закупленным машинам. Далеким предшественником Т-34 стал танк, который был сделан на базе шасси танка Кристи. Из-за конфликта с конструктором отправили только шасси, башню сконструировали в Советском Союзе. Почти сразу началась переделка иностранного шасси.

Особенностью шасси Кристи была "свечная" пружинная подвеска и комбинированный колесно-гусеничный движитель. Танк мог ездить на гусеницах и на колесах.

Первый танк на базе шасси танка Кристи М.1931 получил название "быстроходный танк" и был принят на вооружение под индексом "БТ-2". В процессе производства советские танкостроители столкнулись с массой трудностей, они не могли поначалу освоить производство брони и самой конструкции. Не хватало кадров, станков и материалов. В качестве двигателя ставили списанные американские авиационные моторы "Либерти"-L12 400 л. с., они выпускались с 1917 по 1919 г.

Первые 6 БТ-2 могли использовать только как учебные из-за низкого качества сборки. Да и танки первых партий попавшие в армию почти постоянно находились в ремонте.

БТ-7. Яндекс картинки
БТ-7. Яндекс картинки

Поначалу танк вооружался пулеметами ДТ или ДА, потом поставили 37-мм пушку Б-3.

Проблемы с качеством сопровождали БТ-2 до самого прекращения производства.

Следующей серийной машиной стал БТ-5 на нем расширили погон на корпусе, чтобы установить новую башню с 45-мм пушкой 20К. Вместе с пушкой спаривали пулемет ДТ, плюс был пулемет в нише башни. На некоторых модификациях устанавливали зенитный пулемет на турели на башне. Экипаж 3 человека, на части машин устанавливалась радиостанция 71-ТК-1. Двигатель устанавливали М-5 (лицензионный мотор "Либерти"-L17).

Танк получил двухслойную броню, которая должна была повысить пулестойкость. Выпускался до 1935 года.

Последним из серии быстроходных танков был БТ-7 и БТ-7М.

БТ-7 получил двигатель М-17 (лицензионная модель БМВ 6) 400 л. с. Поначалу выпускалась машина с башней от БТ-5.

В модификации 1937 г. танк получил башню конической формы, заменили гусеницы на мелкозвенчатые, толщина брони увеличилась до 22 мм.

На БТ-7М (А-8) установили дизельный двигатель. Он по сравнению с бензиновыми двигателями был менее пожароопасен, установка дизеля позволила уменьшить возимый запас топлива.

Как видим, имея в начале иностранное шасси, все более и более проводилось "импортозамещение" завершившееся заменой даже танкового двигателя.

Было же и множество опытных образцов, Харьковский паровозостроительный завод накопил необходимый технологический опыт для создания танка нового типа.

Одновременно набили руку и смежники, в частности производители брони. Хотя, конечно, общий технологический уровень СССР был не таким высоким, как хотелось.

А-20. Яндекс картинки.
А-20. Яндекс картинки.

4 мая 1938 г. на заседании Комитета Обороны в присутствии Сталина, Молотова, военных и промышленников рассматривался вопрос создания нового танка на смену БТ-7, одна часть собравшихся выступала за колесно-гусеничный движитель, другая за гусеничный. Неожиданно Сталин поддержал "гусеничников", решили разработать две машины.

Следующими опытными машинами это А-20 и А-32 основное отличие между ними в движителе. А-32 имел чисто гусеничный движитель, а А-20 комбинированный колесно-гусеничный.

Переход на чисто гусеничные танки стал возможен налаживанию новых прочных траков, которые в отличие от траков начала 30-х выдерживали тысячу километров пробега.

Сталин уже после представления в августе 1938 г. на Главном военном совете РККА проектов двух вариантов тоже высказался за чисто гусеничную машину.

А-32 впоследствии показал себя более перспективным и выбор был сделан в его пользу.

А-32, затем А-34 впоследствии получил имя Т-34 и был принят на вооружение в декабре 1939 г. От далекого предшественника у танка осталась компоновка: расположение двигателя и трансмиссии (ее конструкция), КПП, а также "свечная" или пружинная подвеска.

Танк получил мощное бронирование, достаточное для преодоления огня основного калибра немецких противотанковых 37-мм пушек.

Т-34 получил мощную 76-мм пушку Л-11. Из-за этого башня получилась тесной, хотя в ней располагались два члена экипажа.

Не обошлось без недочетов. На испытаниях выявился плохой обзор из танка. Была выявлена и масса других недостатков.

Начальник Главного Автобронетанкового Управления маршал Кулик даже приказал остановить производство и военную приемку до устранения недостатков. Производители обратились к заместителю председателя СНК Ворошилову, который разрешил выпуск танков, но с обязательством производителя разработать новую версию танка - Т-34М.

Т-34М. Яндекс картинки.
Т-34М. Яндекс картинки.

КБ Харьковского Паровозостроительного завода разработало два варианта модернизации. В А-41 запланировали поставить более просторную башню на трех человек и новую пушку Ф-34. В другом варианте модернизации Т-43, он же Т-34М танк становился длиннее и выше, получал новый движок В-5 (600 л. с.). Коробка передач получала демультипликатор. Свечная подвеска Кристи заменялась на торсионную. Танк должен был получить командирскую башенку, из-за переноса радиостанции в корпус хотели увеличить боекомплект пушки и пулеметов. Выпуск нового танка тормозился из-за отсутствия двигателя В-5.

Т-34 с пушкой Л-11. Яндекс картинки.
Т-34 с пушкой Л-11. Яндекс картинки.

Тем не менее, Т-34 пошел в серию, совершенствование его конструкции и производства продолжится всю войну, что приведет к целой серии танков отвечающих самым современным требованиям, сформировалась своя школа танкостроения, которая долгое время была на уровне лучших мировых образцов. Промышленность выпускала ту машину, которую она могла реально выпускать. Ставка на отечественные оригинальные конструкции себя оправдала.

Спасибо за прочтение.